Модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова1, 3
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова2
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская3
Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова4
1Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург
2Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
4Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – обосновать модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы с использованием элементов фитнес-программ с акцентом на развитие профессионально важных физических качеств, повышение умственной работоспособности и психоэмоционального состояния.
Методика и организация исследования. В рамках решения задач исследования на протяжении всего периода обучения (с 2016 по 2021 г.) проводился анализ динамики уровня физической подготовленности, умственной работоспособности и психоэмоционального состояния 50 обучающихся Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.
Результаты исследования и выводы. В результате эксперимента была разработана и апробирована модель физической подготовки будущих специалистов Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Модель объединила в себе организационно-педагогические условия ее эффективного функционирования, уровни адаптации к профессиональной деятельности и непосредственно средства физической культуры, выбранные с учетом профессиограммы для занятий со студентами экспериментальной группы. Эффективность разработанной модели подтверждают не только данные о приросте уровня физической подготовленности и уровня психоэмоционального состояния, но и процент выпускников, оставшихся в профессии.

Ключевые слова: физическая подготовка, базовые адаптивные установки, таможенная служба, студенты, методика.

Литература

  1. Бакаев В.В. Структура педагогической модели адаптации будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности / В.В. Бакаев, А.В. Токарева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 8 (88). – С. 53–55.
  2. Бакешин К.П. Наглядно-образное моделирование как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 12. – С. 49–51.
  3. Болотин А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования личностных качеств у специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях на этапе адаптации к профессиональной деятельности в вузе / А.Э. Болотин, А.В, Токарева // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2013. – Т. 8. – № 1. – С. 166–167.
  4. Вольский В.В. Физическая подготовка сотрудников федеральной службы исполнения наказаний на этапе реформирования / В.В. Вольский, К.П. Бакешин, А.Е. Батурин // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 47–49.
  5. Лобанов Ю.Я. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 126–130.
  6. Прохорова И.В. Методика физической подготовки будущих специалистов таможенного дела / И.В. Прохорова, Г.А. Дзержинский, С.Г. Дзержинский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №3 (121). – С. 113–118.
  7. Токарева А.В. Изменение работоспособности в зависимости от способа выполнения общеразвивающих упражнений / А.В. Токарева // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 8 (28). – С. 28.
  8. Эльмурзаев М.А. Построение моделей физической рекреации: инновационный вектор развития / М.А. Эмульзиев, И.А. Панченко // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 47–48.
  9. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 52–54.