Индивидуально-психологические особенности психоэмоционального состояния тренера

ˑ: 

Кандидат экономических наук, доцент Е.Л. Пожарская1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Скляднева1
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Бадмаева1
Кандидат экономических наук, доцент А.П. Ковальчук1, 2
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Институт Африки Российской академии наук, РФ

Цель исследования – выявить индивидуально-психологические особенности психоэмоционального состояния тренера.
Методика и организация исследования. В изучении принял участие тренерский состав направления «Греко-римская борьба» (восемь человек в возрасте от 30 до 52 лет). Большинство опрошенных – участники, призеры всероссийских и международных соревнований по греко-римской борьбе. В исследовании использовались следующие методики: индивидуально-типологический опросник (ИТО), разработанный Л.Н. Собчик; методика «Шкала оценки профессионального стресса»; тест «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ); опросник «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой, методика «Самооценка эмоциональных состояний», методы статистической обработки эмпирического материала.
Результаты исследования и выводы. Профессиональную деятельность тренера отличает высокое эмоциональное и психологическое напряжение, в результате чего может наблюдаться высокий уровень стресса. К механизмам психологической защиты можно отнести когнитивно-поведенческие стратегии преодоления трудных ситуаций жизни и профессиональной деятельности. Использование механизмов преодоления профессионального стресса зависит от объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются специфические особенности и условия профессиональной деятельности, а субъективными – определенные личностные особенности тренера.

Ключевые слова: спорт, тренер, стресс, функциональные состояния, индивидуально-психологические особенности, интроверсия, экстраверсия.

Литература

  1. Андрющенко Л.Б., Витько С.Ю., Шутова Т.Н. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 261.
  2. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. 2-е международное издание. Санкт-Петербург. 2003 г.
  3. Gridneva S.V., Vasyakin B.S., Ovsyanik O.A., Pozharskay E.L., Berezhnaja M.S. MODERN HEALTH IMPROVING PSYCHOTECHNOLOGIES OF A HIGHER SCHOOL TEACHERS PERSONALITY. Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. V. 12. No. 5b. pp. 823-834.