Инновационная методика проведения утренней гимнастики в учреждениях дошкольного образования

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Мартынюк
Брестский государственный технический университет, Брест

Цель исследования – научное обоснование инновационной методики проведения утренней гимнастики (УГ) в учреждениях дошкольного образования, основанной на последовательности выполнения физических упражнений с учетом микронасосных свойств скелетных мышц человека.
Методика и организация исследования. Предложен инновационный подход, основанный на принципах гомокибернетики, согласно которому устанавливается следующая очередность выполнения физических упражнений утренней гимнастики: упражнения для мышц туловища (живота), для мышц ног, для мышц рук и плечевого пояса, для мышц шеи. Педагогическое исследование проведено в учреждении дошкольного образования №78 г. Бреста. В нем приняли участие 46 детей старшего дошкольного возраста. Для оценки эффективности предложенных инноваций проведено обследование детей двух групп дошкольников 5-6 лет, экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп. До, после выполнения УГ и через 3 минуты после ее окончания определены показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Результаты исследования и выводы. Результаты свидетельствуют об оптимальном влиянии выполненных физических упражнений УГ на организм детей дошкольного возраста, выраженном в рациональном подъеме уровня ЧСС при выполнении комплексов, а также более выраженной стабилизации пульса воспитанников через 3 мин после завершения упражнений. Доказана научно-методическая целесообразность внедрения предложенной очередности выполнения упражнений (для мышц туловища (живота), мышц ног, мышц рук и плечевого пояса, мышц шеи), в том числе и по причине их соответствия гигиеническим рекомендациям (СанПИН, 2013). Показано, что применение разработанной методики способствует активизации процесса физического воспитания детей дошкольного возраста и повышению показателей их здоровья.

Ключевые слова: утренняя гимнастика, инновационная методика, физические упражнения, дошкольное учреждение.

Литература

  1. Аринчин, Н.И. Здравосозидание / Н.И. Аринчин. – Минск: Беллеспромпроект, 1998. – 49 с.
  2. Аринчин, Н.И. Периферические «сердца» / Н.И. Аринчин. – Наука в СССР. – 1989. – № 4. – С. 59–61.
  3. Аринчин Н.И. Физическая тренировка микронасосной деятельности внутримышечных периферических «сердец» / Н.И. Аринчин, Г.Ф. Борисевич, Я.Т. Володько и др. – Минск: Наука и техника, 1984. – 167 с.
  4. Требования для учреждений дошкольного образования: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 25 января 2013 г., № 8 года (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 27.10.2014 № 72, от 25.11.2014 № 78, 03.05.2016 № 67) // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 02.05.2020.
  5. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 479 с.