Туризм как спортивно-прикладное и физкультурно-оздоровительное средство в физическом воспитании обучающихся в школе

ˑ: 

Кандидат педагогических наук В.А. Грошев2
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2, 3
Соискатель А.А. Лесковский3
Соискатель Р.С. Воробьев3
Соискатель Л.А. Косенко3
1Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск
2Сибирский федеральный университет, Красноярск
3Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Железногорск

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать программно-методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в школе на основе средств туризма.
Методика и организация исследования. По итогам проведенного теоретического анализа научно-методической литературы по теме исследования, наблюдения за практикой физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях, анкетирования и опроса детей, родителей, педагогов было составлено программное содержание занятий туризмом обучающихся в школе. Представлен программный материал подготовки учителей для организаций занятий туризмом детей в школе в объеме 72 часа.
Результаты исследования и выводы. В соответствии со структурой программного содержания занятий туризмом в начальной школе формируются общие основы и культура занятий туризмом, в основной школе у обучающихся закладываются прикладные навыки занятий туризмом в повседневной деятельности, в средней школе у старшеклассников формируются спортивные навыки занятий туризмом, туризм становится средством физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: туризм, физическое воспитание, школа, обучающиеся, спортивно-прикладная направленность туризма, третий урок.

Литература

  1. Гинжул, Е.В. Обоснование концентрированных программ формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет / Е.В. Гинжул, Т.А. Кравчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 1. – С. 79 (0,06 п.л./авт. вклад 0,05 п.л.).
  2. Гинжул, Е.В. Формирование начальных туристских знаний у школьников 15-18 лет / Т.А. Кравчук, Е.В. Гинжул // Физкультурное образование Сибири. – Омск: СибГУФК, 2016. – № 1 (35). – С. 9-12 (0,25 п.л./авт. вклад 0,15 п.л.).
  3. Гинжул, Е.В. Эффективность ресурсного обеспечения программ формирования туристских навыков для выполнения норматива V ступени ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» / Е.В. Гинжул, Т.А. Кравчук // Физкультурное образование Сибири: научно-методический журнал. – Омск: СибГУФК, 2019. – № 1 (41). – С. 61-65 (0,31 п.л./авт. вклад 0,2 п.л.).