Особенности физического развития студентов-первокурсников разных профилей профессионального обучения

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент К.В. Сухинина1
О.А. Дронина1
А.Ю. Колесникова2
А.А. Малёванный3

1Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск
2Иркутский государственный университет, Иркутск
3Байкальский государственный университет, Иркутск

Цель исследования – выявить особенности физического развития студентов-первокурсников, определенных в третью функциональную группу здоровья в зависимости от профиля профессионального обучения.
Методика и организация исследования. В работе использовали методы оценки антропометрических, физиометрических, функциональных показателей 179 студентов-первокурсников, 115 девушек и 64 юношей, обучающихся в Иркутском государственном университете. Студенты были определены в группы по профилям профессионального обучения: гуманитарный, естественно-биологический, физико-математический.
Результаты исследования и выводы. Установлены зависимости между показателями физического развития – длиной тела, дыхательным объемом, показателями динамометрии у девушек в зависимости от профиля обучения. У юношей выявлены зависимости между показателями длины тела, объемом легких и уровнями систолического артериального давления и профиля обучения. Юноши естественно-биологического профиля обучения характеризовались высокими показателями длины тела, высокими уровнями систолического артериального давления и самыми высокими показателями объема легких по сравнению со студентами других профилей обучения. Полученные результаты о закономерностях физического развития у девушек и юношей, выбравших определенный профиль обучения, могут быть использованы в качестве методических дополнений в рабочие программы дисциплины «Физическая культура и спорт. Элективные курсы по физической культуре и спорту».

Ключевые слова: студенты-первокурсники, антропометрические показатели, физиометрические показатели, профессиональный профиль обучения, третья функциональная группа здоровья, физическое развитие. 

Литература

  1. Александрович, О.Ю. Оптимизация учебных занятий в специальной медицинской группе студентов Иркутского государственного университета: учеб.-метод. пособие / О.Ю. Александрович, А.Ю. Колесникова, К.В. Сухинина. – Иркутск: Мегапринт, 2016. – 66 с. ISBN 978-5-905624-30-8.
  2. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2013. – 288 с.
  3. Игнатьева Е.П. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов третьей функциональной группы здоровья: монография / Е.П. Игнатьева, М.М. Колокольцев, В.Ю. Лебединский и др. / под ред. проф. В.Ю. Лебединского. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. – 204 с.
  4. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Ю.П. Кобяков. – Изд. 2-е – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 252 с.
  5. Сухинина К.В. Морфофункциональные критерии здоровья студентов непрофильных вузов: учебное пособие / К.В. Сухинина, В.Ю. Лебединский, А.Ю. Колесникова и др. – Иркутск: Мегапринт, 2019. – 250 с. ISBN 978-5-907095-77-9.