Критерии сформированности компетенций контрольной деятельности на тренировочных занятиях будущих преподавателей физической культуры и спорта

ˑ: 

О.С. Олейник
Донецкий национальный университет, Донецк, Донецкая Народная Республика

Цель исследования – разработать критерии сформированности компетенций контрольной деятельности на тренировочных занятиях будущих преподавателей физической культуры и спорта.
Результаты исследования и выводы. Критерии оценивания эффективности системы педагогического контроля при профессиональной подготовке будущих преподавателей физической культуры и спорта обосновываются с позиции эффективности полученных результатов для анализа, а качество контрольной информации зависит от тех приемов и методов, которые лежат в основе их получения.
Мотивационный компонент критерия характеризует мотивации будущего тренера-преподавателя, выраженные через наличие или отсутствие осознания значимости получаемых компетентностей контрольной деятельности в процессе его подготовки.
Когнитивный компонент критерия выявляет сформированные знания и представления о различных сторонах педагогического контроля.
Операционно-деятельностный компонент критерия показывает сформированные операционно-процессуальные и деятельностные умения и навыки использования всех видов педагогического контроля и умения пользоваться инструментальными средствами регистрации, замера, анализа и обобщения, с позиции их применения на тренировочных занятиях.
Рефлексивно-ценностный компонент критерия раскрывает рефлексивные и оценочные способности в формировании субъектной позиции контрольной деятельности (включая собственную), направленные на их совершенствование, через готовность к анализу и осознанию собственной позиции, относительно результативности этой деятельности.
Систематизация подходов к выявлению критериев и показателей сформированности компетенций контрольной деятельности показала, что все они имеют интегративный характер и трактуются, по сути, тождественно: как новообразования спортивной личности, отражающие состояние и индивидуальной, и профессионально-операционной составляющих контрольной деятельности.

Ключевые слова: критерии сформированности компетенций, показатели сформированности, контрольная деятельность, преподаватель физической культуры и спорта, тренировочные занятия.

Литература

  1. Алексеенко Б.М. Введение в основу научных исследований (научно-теоретический анализ, результат, рекомендации) / Б.М. Алексеенко. – Хмельницкий: Мрия, 1993. – 67 с.
  2. Гимазов, Р.М. Статистическая обработка материалов исследования на компьютере: учеб.-метод. пособие: направление подгот. 050100 Педагогическое образование, профиль «Физкультурное образование», «Образование в области безопасности жизнедеятельности)»; направление подгот. 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Р.М. Гимазов; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО-Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2015. – 138 с.
  3. Губа, В.П. Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов: монография / В.П. Губа, Г.И. Попов, В.В. Пресняков и др. – М.: Спорт, 2021. – 324 с.
  4. Елкина, И.М. Дидактические основания оценивания результатов обучения при современных педагогических подходах: специальность 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования: дис. … канд. пед. наук / И.М. Елкина. – М., 2016. – 182 с.
  5. Конов, С.П. Эффективные методы педагогического контроля в совершенствовании физической подготовленности: 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: дис. … канд. пед. наук / С.П. Конов. – М., 1981. – 157 с.
  6. Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, Рипол классик, 2006. – 1456 с.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. стереотипн. – М.: Рус. яз., 1987. – 797 с.
  8. Педагогический контроль и тестирование в спортивной деятельности: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.Б. Бриленок. – Саратов: Саратовский источник, 2019. – 51 с.
  9. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
  10. Телепова, Т.П. Педагогический контроль как средство формирования алгоритмических умений самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. … докт. пед. наук / Т.П. Телепова. – Екатеринбург, 2019. – 242 с.