Оптимизация самостоятельной работы студентов в системе физического воспитания на основе электронных образовательных ресурсов

ˑ: 

В педагогической практике физического воспитания общепризнано, что самостоятельная работа студента – это деятельность, направленная на развитие физических качеств, обучение двигательным действиям, регулируемая самим студентом, внутренне мотивируемая и индивидуально выстроенная в совокупность действий по выполнению поставленных образовательных задач. Данный вид учебной деятельности требует от студента высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины, личной ответственности и направлен на удовлетворение потребности в физическом самосовершенствовании и самопознании. В то же время самостоятельная работа как средство обучения формирует у студента необходимый объем и уровень знаний, двигательных умений и навыков как для развития мыслительной деятельности, так и для эффективного решения двигательных задач; вырабатывает у них психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке учебной и научной информации при решении новых познавательных задач.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы заключается в сборе, выявлении фактического материала; выборе и применении тех или иных логических операций, указанных преподавателем; понимании проблемы и определении последовательности выполнения задания.
Следует подчеркнуть, что самостоятельная учебная деятельность в физическом воспитании – это форма обучения, при которой студент учится планомерно, систематически работать, мыслить, формирует свой стиль умственной и двигательной деятельности. Отличие ее от теоретических дисциплин состоит в том, что она наряду со способностью студента к самостоятельной организации учебной работы позволяет самому развивать и совершенствовать физическую активность в соответствии с поставленной задачей.
Самостоятельная учебная деятельность, на наш взгляд, может реализовываться студентами на разных этапах процесса обучения: при получении новых знаний и их закреплении, выполнении физических упражнений, повторении и проверке знаний, умений и навыков. Систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя служит средством повышения творческой активности обучающихся при решении поставленных задач.
С технологической точки зрения самостоятельная учебная деятельность включает в себя следующие этапы:
анализ содержания поставленной задачи (достижение цели действий);
реализация сформированного плана;
проверка правильности действий, истинности ответа;
оценка других вариантов решений, доказательств, действий и их сопоставление с первым.
Дополнительные возможности в оптимизации самостоятельной учебной деятельности по освоению учебного материала по физическому воспитанию появляются с использованием компьютерных средств и сети Интернет, что позволяет:
расширить информационное пространство;
изменить отношение к работе с учебным материалом;
способствовать активизации психических познавательных процессов;
приучить студентов к выполнению предложенного алгоритма действий.
Компьютерное средство обучения – это программное средство или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучающимся.
На основе использования компьютерного средства обучения преподаватель управляет процессом обучения студентов и их самостоятельной работой: определяет цели и формы занятий, выстраивает план организации работы студента с учебно-методическими материалами, контролирует работу студента со своего рабочего места, при необходимости вмешивается в процесс взаимодействия студента с учебным материалом в рамках электронного образовательного ресурса (ЭОР).
Обучающийся является основным пользователем ЭОР, используя который, он может вывести на монитор необходимый фрагмент учебной информации, практиковаться в решении задач/заданий, производить вычисления, моделировать исследуемые объекты, контролировать свои знания и двигательные действия.
Типовая структура электронного образовательного ресурса по физическому воспитанию представлена несколькими блоками: учебно-методическое, организационное и техническое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение ЭОР в физическом воспитании представляет собой совокупность теоретического учебного материала, методических указаний для выполнения практических заданий студентов по развитию физических качеств, статистических данных о выполняемой каждым студентом работе и мониторинга физического состояния, а также методических указаний для преподавателей, проводящих занятия с использованием ЭОР.
Организационное обеспечение ЭОР представляет собой комплекс документов, регламентирующих их работу.
Техническое обеспечение включает совокупность компьютерного оборудования и линий связи для обеспечения электронной коммуникации.
Кроме того, ЭОР позволяют преподавателям отслеживать самостоятельное использование студентами программ обучения благодаря регистрации следующих параметров: уровень овладения учебным материалом; затрачиваемое время, количество допущенных ошибок в процессе выполнения контрольных заданий; регулярность использования ЭОР и другие параметры. Преподаватель ориентируется на данные показатели при корректировке учебного процесса.
Тем не менее, изучение состояния проблемы компьютеризации физического воспитания показало, что несмотря на явно выраженную практикоориентированность дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе, большинство автоматизированных обучающих программ и систем дистанционного обучения направлены, как правило, на освоение теоретической части учебной программы и контроля знаний при незначительном внимании к проблеме практического обучения двигательным умениям и навыкам, их систематической проверке и оценке.
В заключение следует отметить, что образовательная практика показывает, структура и методическое наполнение электронных образовательных ресурсов, используемых в физическом воспитании в высшей школе, не в полной мере удовлетворяют требованиям эффективной организации самостоятельной учебной деятельности студентов. Исходя из сложившейся проблемной ситуации актуализируется роль преподавателя в научно-методическом совершенствовании, в частности, контроля и оперативной корректировки выполнения студентами самостоятельных заданий.