Организация самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов в условиях современного высшего образования

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Давыдова1
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Гладышева2
Кандидат исторических наук, доцент А.И. Коробченко2
1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
2Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск

Цель исследования – определить способы повышения эффективности развития физических способностей студентов в процессе самостоятельной деятельности.
Методика и организация исследования. Для развития физических способностей была разработана методика проведения самостоятельной работы студентов по физической культуре и спорту с использованием схем ориентировки в виде опорных карт (ОК) и опорных таблиц (ОТ). Экспериментальная методика применялась в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» для первокурсников ИрГУПС в течение 2020-2021 г.
Результаты исследования и выводы. У студентов, поступивших в 2020 году и занимающихся по экспериментальной методике, зафиксирован к концу учебного года рост силовых способностей. Введение схем ориентировки позволило выйти на прежние показатели прироста норматива у юношей, занимавшихся аудиторно, не менее двух раз в неделю в течение года.
Предлагаемая методика может быть использована при организации самостоятельной деятельности студентов, как в рамках изучения дисциплины «Физическая культура и спорт», так и на протяжении дальнейшей жизни выпускников вузов для сохранения собственного физического здоровья, успешности в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность, самостоятельная работа студентов, физические способности, физическая культура, схемы ориентировки.

Литература

  1. Гладышева, А.А. Общеобразовательный потенциал дисциплин физической культуры в вузах и особенности формирования общекультурных компетенций / А.А. Гладышева, А.А. Гладышев, Э.В. Пилюгина // Теория и практика физ. культуры. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта. – 2018. – № 7. – С.  28–30.
  2. Гладышева, А.А. Некоторые аспекты менеджмента качества учебного процесса по физическому воспитанию / А.А. Гладышева, А.А. Гладышев // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов участников XII Международной науч.-практ. конф. – Тула: ТулГУ, 2017. – С. 99–104.
  3. Голубчикова, М.Г. Проектирование образовательных результатов студентов в области самостоятельного здоровьесбережения с позиции компетентностно-деятельностного подхода / М.Г. Голубчикова, А.И. Коробченко  // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 2 – (36). – С. 125–131.
  4. Давыдова, С.А. Функции физической культуры в формировании стратегии здоровьесбережения личности / С.А. Давыдова // Дискуссия. – 2012. – № 4. – С. 146–148.
  5. Коричко, Ю.В. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров физической культуры на занятиях гимнастикой / Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. – Нижневартовск, 26 марта 2014 года / Ответственный редактор Ю.В. Безбородова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2014. – С. 354–356.