Проектирование спортивной подготовки лиц с нарушением зрения к соревновательной деятельности в велоспорте-тандеме

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Руднева1
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Романов1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Мартыненко2
Аспирант К.И. Елисеев1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – научно обосновать модель спортивной подготовки лиц с нарушением зрения в велоспорте-тандеме в годичном макроцикле.
Методика и организация исследования. Практико-ориентированная модель спортивной подготовки спортсменов с нарушением зрения проектировалась с учетом специфики организации спортивной и соревновательной деятельности в велоспорте-тандеме и включала следующие блоки: организационно-установочный, тренировочно-методический, контрольно-оценочный и результативный. Для эффективной подготовки спортсменов к соревновательной деятельности выявлены организационно-педагогические условия реализации разработанной модели на основе учета индивидуально-психологических и физиологических особенностей спортсменов. Предложенная модель прошла апробацию на спортсменах велосипедистах Центра адаптивного спорта г. Тулы, в частности, на двух велотандемах, мужском и женском.
Результаты исследования и выводы. Разработанная модель была положена в основу целевой программы подготовки велотандемов с нарушением зрения высокой квалификации «Путь к успеху», реализация которой выразилась в позитивных результатах соревновательной деятельности спортсменов.

Ключевые слова: нарушение зрения, велоспорт-тандем, соревновательная деятельность.

Литература

  1. Баряев, А.А. Научно-методическое сопровождение спортсменов-инвалидов: учебное пособие / А.А. Баряев // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2017. – 80 с.
  2. Евсеева, О.Э. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.04 / О.Э. Евсеева. – СПб., 2018. – 53 с.
  3. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.
  4. Евсеев, Д.С. Паралимпийское движение в мире и его организационно-правовые основы / Д.С. Евсеев, С.П. Евсеев, И. Цвок // Адаптивная физическая культура. – 2002. – № 4 (12). – С. 37.
  5. Елисеев, К.И. Развитие паравелоспорта в Тульской области: исторический аспект / К.И. Елисеев, В.Н. Кобзаренко, Л.В. Руднева // Современные технологии в физическом воспитании и спорте. – 2019. – С. 248–252.
  6. Мажар, Е.Н. Практико-ориентированная модель профессиональной подготовки студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию / Е.Н. Мажар // Известия БГАРФ. Калининград, 2017. – № 1 (39). – С. 93–100.
  7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. – Киев: Олимп. лит., 2004. – 808 с.
  8. Романов, В.А. Особенности преподавания теоретических основ физической культуры с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья / В.А. Романов, Л.В. Руднева, М.В. Куликова // Международная научная школа психологии и педагогики. – 2015. – № 3 (11). – С. 52–54.
  9. Руднева, Л.В. Особенности подготовки велосипедистов-шоссейников (тандем) в паравелоспорте (на примере Тульской области) / Л.В. Руднева, Г.В. Валеева, К.И. Елисеев // Адаптивная физическая культура. – 2019. – Т. 80. – №. 4. – С. 16–18.
  10. Руднева, Л.В. Новый рекорд России по спорту слепых-велоспорт-тандем-трек / Л.В. Руднева, Н.В. Хаитбаева // Адаптивная физическая культура. – 2021. – Т. 85. – № 1. – С. 54.