Сравнительная характеристика зарубежного и российского последипломного спортивного образования

Сравнительная характеристика зарубежного и российского последипломного спортивного образования

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Масягина1
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа2
Доктор педагогических наук, профессор А.Д. Скрипко3
Доктор педагогических наук, доцент Ю.В. Глузман4
1Московский государственный университет спорта и туризма, Москва
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
3Академия Калишская им. Станиславa Войцеховского, Калиш, Польша
4Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь

Цель исследования – рассмотреть и сравнить особенности последипломного спортивного образования по физической культуре в России и Польше.
Методика и организация исследования. Проведена сравнительная оценка программных учебных материалов образовательных учреждений Польши и России, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров в области физической культуры и спорта.
Результаты исследования и выводы. В Польше в рамках последипломного образования можно получить сертификат по таким специальностям, как тренер по спорту; мануальная терапия; питание и диететика; индивидуальный тренер; управление туризмом; охрана труда в физической культуре, спорте.
В Российской Федерации в последнее время основное внимание отводится курсу инструктора по спорту. Одно из многочисленных «практических» направлений образования – это обучение по специальности «спортивный менеджмент» и «инструктор ЛФК и массажист» в сфере здравоохранения.
Проведенный анализ позволил определить тенденцию к созданию в системе последипломного спортивного образования обеих стран новых направлений, востребованных в обществе и продиктованных временем.

Ключевые слова: образование, физическая культура, переподготовка, повышение квалификации, программа подготовки.

Литература

  1. Губа, В.П. Эффективность регионального высшего образования: ретроспективный анализ / В.П. Губа, А.П. Катровский // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. стат. по матер. IV Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х томах. Нижний Новгород – 2018. – С. 57–63.
  2. Зотова, Ф.Р. Постдипломное образование специалистов по физическому воспитанию и спортивной подготовке в странах Евросоюза / Ф.Р. Зотова, Т.В. Михайлова, В.П. Губа и др. // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – Т. 9. – № 2. – С. 61–73.
  3. Катровский, А.П. Высшее образование в России – процесс трансформации и интеграции / А.П. Катровский, В.П. Губа // Веснік Палескага дзяржаўнага універсітэта. Серыя грамадскіх і гуманітарных навук. 2015. – № 2. – С. 32–40.
  4. Масягина, Н.В. Педагогическая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров физкультурно-спортивной отрасли: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Масягина. – М., 2021. – 38 с.
  5. Михайлова, Т.В. Технологии подготовки спортивно-педагогических кадров в странах Евросоюза / Т.В. Михайлова, В.П. Губа, Е.А. Павлов // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: сб. науч. и науч.-метод. стат.: в 2-х томах. – М., 2018. – С. 241–247.
  6. Михайлова, Т.В. Интеграция современного спортивного образования в странах Европейского Союза / Т.В. Михайлова, Е.А. Павлов, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 12. – С. 95–98.
  7. Неверкович, С.Д. Система образования в вузе физической культуры как социальный институт / С.Д. Неверкович, А.А. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. № 4 (129). – С. 173–178.
  8. Скрипко, А.Д. Образовательные уровни в вузах физической культуры в Польше / А.Д. Скрипко, Э. Сикора, Л. Лямха и др. // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: матер. III Междунар. науч.-методич. конф., ч. 2. – Минск, 2016. – С. 145–148.