Определение поколений учебников по теории и методике видов спорта в аспекте эволюционного развития

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Пронин1
Кандидат педагогических наук М.В. Багаев2
Кандидат педагогических наук, профессор Л.А. Асмолова3
Кандидат педагогических наук, профессор Л.Х. Какиева4
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
3Казахстанско-Американский свободный университет, Усть-Каменогорск, Казахстан
4Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова, Усть-Каменогорск, Казахстан

Цель исследования – определить поколения учебников по теории и методике видов спорта.
Результаты исследования и выводы. Рассмотрение эволюции учебников по теории и методике видов спорта позволило выделить пять поколений. Каждое из поколений является качественным шагом в достижении цели профессионального образования – выработать навык управления тренировочным процессом в изменяющихся условиях.
В настоящее время подавляющее большинство учебников по теории и методике видов спорта находятся примерно на уровне второго поколения.
Слабая разработанность практических приложений для спортивного прогнозирования затрудняет переход к учебникам третьего поколения.

Ключевые слова: теория и методика вида спорта, учебник, поколение учебников.

Литература

  1. Гимнастика: учебник для ИФК / под общ. ред. И.М. Коряковского и др. – М.; Л.: Физкультура и спорт, 1940. – 704 с.
  2. Гисин, С.Л. Некоторые вопросы коммунистического воспитания в учебниках и учебных пособиях / С.Л. Гисин // Теория и практика физ. культуры. – 1963. – № 6. – С. 67–69.
  3. Догадин, М.И. Учебники должны соответствовать запросам практики физкультурного движения и современным данным науки / М.И. Догадин // Теория и практика физ. культуры. – 1953. – Т. XVI, Вып. 8. – С. 560–564.
  4. Легкая атлетика: учебник для ИФК / под общ. ред. Н.Г. Озолина, Г.В. Васильева, З.К. Смирнова. – М.: Физкультура и спорт, 1940. – 480 с.
  5. Лыжный спорт: учебник для ИФК / под общ. ред. Б. И. Бергмана. – М.; Л.: Физкультура и спорт, 1940. – 308 с.
  6. О конкурсе на составление учебника «История физической культуры для физкультурных вузов» // Теория и практика физ. культуры. – 1940. – Т. VI. – № 7. – С. 77.
  7. Осмоловская, И.М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений / И.М. Осмоловская // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 4 (19). – С. 45–53.
  8. Пронин, С.А. Электронный спортсмен: перспективы и проблемы / С.А. Пронин, Ш.З. Хуббиев // Спорт, Человек, Здоровье: Матер. IX Междунар. конгресса. – СПб.: [б.и.]. – С. 246–247.
  9. Пронин, С.А. Влияние журнала «Теория и практика физической культуры» на развитие теории и методики гребного спорта / С.А. Пронин // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 1. – С. 3–4.
  10. Пронин, С.А. Влияние журнала «Теория и практика физической культуры» на развитие теории и методики лыжных гонок / С.А. Пронин, А.А. Яковлев, Е.В. Мурашко // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 10. – С. 104–107.
  11. Пронин, С.А. Теория и методика спортивного плавания в фокусе публикаций журнала «Теория и практика физической культуры» / С.А. Пронин // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 3–4.
  12. Сахаров, Е.Р. Об идейно-политической направленности учебников по спортивно-педагогическим дисциплинам / Е.Р. Сахаров // Теория и практика физ. культуры. – 1977. – № 7. – С. 48–50.
  13. Соколова, О.М. Учебник нового поколения: интеграция науки и образования / О.М. Соколова // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 4 (42). – С. 159–162.
  14. Типовая унифицированная программа по дисциплинам специализации (тренерский факультет) / Сост. А.Я. Корх. – М.: [б.и.], 1980. – 51 c.
  15. Туманян, Г.С. Конструирование комплекса учебных дисциплин и их обеспечение учебниками: методология и некоторые результаты исследования (на примере подготовки и переподготовки тренеров по спортивной борьбе) / Г.С. Туманян // Теория и практика физ. культуры. – 1990. – № 12. – С. 11–14.