Структурно-содержательная организация установок тренера в формировании оперативного мышления у юных спортсменов

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
И.И. Родькина2
Доцент А.В. Фёдоров2
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – конкретизировать содержание установок тренера юному спортсмену с направленностью на развитие и полноценную демонстрацию оперативного мышления в высоком темпе реализации тренировочной деятельности.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; контент-анализ установок тренера; тестирование: психомоторных способностей, дифференцировочной способности, когнитивных функций, стилей деятельности, компонентов направленности личности. Исследование проходило на базе ЦСиО «Чертаново», СДЮСШОР № 1, НХЦ г. Москвы в апреле 2021 г. с участием 10 тренеров и 34 юных спортсменов.
Результаты исследования и выводы. Выявленные в ходе исследования факторы, отражающие деятельностные особенности реализации оперативного мышления в высоком темпе исполнения двигательной задачи у юных спортсменов-игровиков («количество точных, оперативных действий в формате типа мышления»; «способность к дифференцированию параметров действий при постоянной концентрации сенсорно-перцептивного внимания»; «количественные и временные характеристики деятельности»; «количество верных решений в изменяющейся обстановке») позволили конкретизировать установки тренера юным спортсменам в направлении развития и полноценной реализации способности к оперативному мышлению в условиях высокого темпа тренировочной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: установки тренера, оперативное мышление, юные спорт­смены, хоккей, футбол, факторы.

Литература

  1. Кузьменко, А.А. Условия формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей при выполнении сложных технических действий / А.А. Кузьменко, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – №  7. – С. 60–62.
  2. Кузьменко, Г.А. Технология интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте. Монография / Г.А. Кузьменко. – М.: МПГУ, 2017. – 460 с. – С. 205.
  3. Уфимцев, А.В. Стратегическое переосмысление подходов к управлению спортивной тренировкой в многолетней подготовке хоккеистов / А.В. Уфимцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. – № 6. – С. 34–39.
  4. Memmert, D., Hagemann, H., Althoetmar, R., Geppert, S. & Seiler, D. (2009) Conditions of Practice in Perceptual Skill Learning, In: Research Quarterly for Exercise and Sport. 80, p. 32–43. (Дата обращения: 17.10.2021)https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/conditions-of-practice-in-perceptual-skill-learning(d4f31de7-4705-4238-8079-d91166cfbbc0).html.
  5. Memmert, D. & König, S., 2011, Zur Vermittlung einer allgemeinen Spielfähigkeit im Sportspiel, Das große Buch der Sportspiele. König, S., Memmert, D. & Moosmann, K. (eds.). Wiebelsheim: Limpert-Verlag, p. 18–37 (Дата обращения: 17.10.2021) https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/zur-vermittlung-einer-allgemeinen-spielfahigkeit-im-sportspiel(28d367ed-428b-4ad5-a0bb-6903295b89c2).html.