Оценка знаний субъектов тренировочного процесса о психологической подготовке в спорте

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор И.Л. Левина1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Артемьев2
1Кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк
2Кузбасский гуманитарно-педагогический институт КемГУ, Новокузнецк

Цель исследования – оценить уровень знаний о процессе и содержании психологической подготовки спортсменов у субъектов учебно-тренировочного процесса, включая спортсменов, тренеров и родителей спортсменов.
Методика и организация исследования. Проведено онлайн-анкетирование 195 человек, из которых 98 спортсменов, 35 тренеров, 62 родителя юных спортсменов. Для проведения опроса использовались анкеты выявления знаний о психологической подготовке и ее содержании.
Результаты исследования и выводы. В ходе опроса выявлено, что уровень сформированности представлений тренеров, спортсменов и родителей юных спортсменов о содержании психологической подготовки, способах управления психологическим состоянием спортсмена в процессе тренировочной деятельности, подготовки и участия в соревнованиях, невысокий. Тестирование предстартового состояния никогда не проводилось у большинства опрошенных спортсменов или осуществлялось с применением малоэффективных приемов внушения и самовнушения, установок тренера и самоприказов.
На практике тренеры мало уделяют внимания вопросам целеполагания, знакомства с задачами и планом тренировочного цикла, предсоревновательной подготовки, составом участников соревнования, секундирования накануне соревнований, анализа результатов соревнований. Полученные результаты исследования актуализируют разработку системы психологической подготовки всех субъектов тренировочного процесса, включая тренеров, спортсменов и их родителей.

Ключевые слова: спортсмен, психологическая подготовка, субъекты учебно-тренировочного процесса.

Литература

  1. Алексеев, А.В. Преодолей себя: психологическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 120 с.
  2. Бабушкин, Г.Д. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики ее переносимости спортсменом / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев // Омский научный вестник. – 2013. – № 5. – С. 178-182.
  3. Бабушкин, Г.Д. Концепция психологического обеспечения подготовки спортсменов в системе СДЮШОР / Г.Д. Бабушкин, И.Ф. Андрущишин, Е.Г. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 2 (48). – С. 35-39.
  4. Боровская, Н.И. Отношение тренеров к психологической подготовке спортсменов / Е.В. Воскресенская, Н.И. Боровская, Е.В.Мельник и др. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2012. – №  2. – С. 206–215.
  5. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 296 с.
  6. Григорьева И.В. Формирование психологической подготовки спортсмена к соревнованиям / И.В. Григорьева, Е.Г. Волкова, Е.Ю. Кузнецов // Воронежский научно-технический Вестник. – 2015. – Т. 4. – № 2-2(12). – С. 27-30.
  7. Психология соревновательной деятельности спортсмена: монография / под ред. Профессора Г.Д. Бабушкина, проф. В.Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2010. – 264 с
  8. Расулов, З.П. Методы и средства психологической подготовки спортсменов / З.П. Расулов // Проблемы педагогики. – 2019. – №  4(13). – С. 69–71.