Оценка уровня физического развития у юных монгольских спортсменов различных специализаций

ˑ: 

Кандидат биологических наук Е.Ю. Пермякова1
Доктор биологических наук, проректор Л. Гундэгмаа2
Доктор биологических наук Е.З. Година1, 3
1НИИ и Музей антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва
2Монгольский национальный институт физической культуры Монголии (МНИФК)
3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Настоящая работа посвящена оценке особенностей тотальных размеров тела и функциональных признаков в группах монгольских детей и подростков с различной спортивной специализацией.
Методика и организация исследования. Материалом послужили результаты комплексного антропометрического обследования 5425 индивидов 8-17 лет (2720 мальчиков и 2705 девочек), разделенных в зависимости от вида активности на четыре когорты: игровые виды, единоборства, циклические и сложнокоординационные виды спорта.
Результаты исследования и выводы. Показано с высокой степенью достоверности на фоне представителей других спортивных групп: мальчики, занимающиеся единоборствами и игровыми видами спорта, отличаются наибольшей величиной рассмотренных морфологических параметров. Девочки, занимающиеся единоборствами, игровыми и циклическими видами спорта, достоверно не отличаются между собой по всем обследованным параметрам, но имеют большую величину обхвата груди в сравнении со школьницами, отдающими предпочтение сложнокоординационным видам спорта. Дети обоего пола, занимающиеся сложнокоординационными видами спорта, характеризуются минимальными значениями морфофункциональных показателей.

Ключевые слова: спортивная специализация; тотальные размеры тела, функциональные параметры; дети и подростки Монголии.

Литература

  1. Алтанцэцэг, Л. Педагогические основы диверсификации региональных программ по физическому воспитанию на основе сравнительного анализа результатов морфофункционального развития и физической подготовленности школьников различных аймаков Монголии: дис. … докт. пед. наук / Л. Алтанцэцэг. – М., 2015. – 297 с.
  2. Бовыкин, С.С. Анализ морфологических особенностей мальчиков 9-11 лет, занимающихся спортивной борьбой / С.С. Бовыкин, Е.З. Година, А.В. Махалин // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 10. – С. 76–79.
  3. Гундэгмаа, Л. Формирование морфофункциональных особенностей монгольских спортменов: возрастные, экологические и генетические факторы: автореф. дис. ... докт. биол. наук / Л. Гундэгмаа – СПб., 2019. – 44 с.
  4. Мартиросов, Э.Г. Соматический статус и спортивная специализация: дис. … докт. биол. наук / Э.Г. Мартиросов. – М., 1998. – 87 с.
  5. Наранбаатар, Ч. Система управления физической культурой и спортом Монголии / Ч. Наранбаатар // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2011. – С. 201–204.
  6. Негашева, М.А. Основы антропометрии / М.А. Негашева. – М.: Экон-Информ, 2017. – 216 с.
  7. Пермякова, Е.Ю. Морфофункциональные характеристики монгольских детей и подростков с разным уровнем физической активности / Е.Ю. Пермякова, Л. Гундэгмаа, Е.З. Година // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. – 2021. – № 1. – С. 5–18. DOI: 10.32521/2074-8132.2021.1.005-018.
  8. Уранчимэг, Ш. Особенности физического развития детей Монголии в условиях урбанизации: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Ш. Уранчимэг. – Улан-Батор, 2000. – 27 с.
  9. Уртнасан, Л. Исследование уровня физического развития, двигательной подготовки учащихся старших классов образовательных школ Монголии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Уртнасан. – Улан-Удэ, 2003. – 24 с.