Когнитивный компонент в спортивной тренировке детей, занимающихся игровыми видами спорта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Терентьева1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Дерябина1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Лернер1
1Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов

Цель исследования – теоретико-практическое обоснование условий планирования когнитивного компонента спортивной подготовки, направленного на повышение уровня умственной работоспособности детей, занимающихся футболом.
Методика и организация исследования. Выбран системно-структурный, индивидуально-дифференцированный подход, позволивший структурировать в тренировочном процессе юных футболистов благоприятные условия формирования когнитивной среды.
Результаты исследования и выводы. Условиями планирования когнитивного компонента спортивной подготовки, направленного на повышение уровня умственной работоспособности детей, занимающихся футболом, явились: простые и сложные изменения пространственных условий выполнения двигательных действий с соблюдением временных параметров; формирование двигательного опыта в сопряженной пространственно-усложненной среде; учет возрастного аспекта в восприятии пространственных изменений; педагогический акцент занимающимися на контролирующие функции в условиях заданной подвижной системы.

Ключевые слова: умственная работоспособность, когнитивные функции, восприятие, память, ассоциативное мышление, игровые виды спорта, дифференцированный подход, условия, содержание тренировочного процесса.

Литература

  1. Чайников, П.Н. Когнитивные функции и умственная работоспособность спортсменов игровых видов спорта, получающих высшее образование: диагностика и клиническое значение: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.03.11 / П.Н. Чайников // Рос. нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова. – Пермь, 2017. – 24 с.
  2. Козлова, Н.В. Когнитивная тренировка как метод коррекции когнитивных функций у детей-спортсменов / Н.В. Козлова, Е.А. Цехмейструк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2018. – № 1. – С. 97–103. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32643357.
  3. Трушкова, Н.В. Intelligencegym – эффективный инструмент для улучшения когнитивных способностей у пожилых людей / Н.В. Трушкова, Ж. Зелано // Российский журнал гериатрической медицины. – 2021. – № 1. – С. 60–64. DOI: 10.37586/2686-8636-1-2021-60-64.
  4. Величковский, Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля / Б.Б. Величковский // Экспериментальная психология. – 2009. – Т. 2. – № 3. – С. 78–91. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13012136.
  5. Нифонтов, М.Ю. Психологические спортивно важные качества, определяющие результативность футболистов / М.Ю. Нифонтов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 5 (159). – С. 381–383. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35257401.
  6. Швалева, Т.А. Технико-тактическая подготовка юных футболистов на основе игровых заданий / Т.А. Швалева, Ж.В. Кузнецова, А.В. Ермохин // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 105–108. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00221.
  7. Величковский, Б.Б. Тренировка когнитивных функций: перспективные исследования в России / Б.Б. Величковский, С.А. Козловский, А.В. Вартанов // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1 (3). – С. 122–127. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16533410.