Развитие координационных способностей мальчиков в процессе занятий мини-футболом

ˑ: 

Аспирант М.В. Гуськов1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Стародубцева1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей2
1Тюменский государственный университет, Тюмень
2Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Цель исследования – опытно-экспериментальное обоснование средств и методов развития координационных способностей у мальчиков 5-6 лет, занимающихся мини-футболом.
Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе детского Центра подготовки спортивного резерва футбольного клуба «Тюмень». В исследовании приняли участие детские тренеры по футболу и мальчики 5-6 лет. На основе опроса тренеров, работающих с дошкольниками, был определен перечень доступных спортивных предметов, упражнения с которыми оказывают развивающее влияние на координационные способности юных футболистов. Помимо футбольного мяча, к ним были отнесены: координационная лестница, обруч, фишки, теннисные мячи, гимнастическая палка, скакалка, фитбол.
Результаты исследования и выводы. Упражнения и игры со спортивными предметами, включенные в тренировочный процесс футболистов 5-6 лет, оказывают положительное влияние на динамику развития различных координационных способностей. За шесть месяцев опытно-экспериментальной работы произошло достоверное улучшение всех показателей, фиксируемых по результатам выполнения пяти контрольных упражнений: челночный бег 3x5 м, «бег к цветным мячам», «удар серединой подъема по неподвижному мячу в ворота с расстояния 5 м», «падающая гимнастическая палка», «перешагивание через гимнастическую палку». Наибольший прирост результатов был отмечен в тестах, характеризующих способности к реагированию и дифференцированию.

Ключевые слова: координационные способности, мини-футбол, дошкольники.

Литература

  1. Аверьянов, И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: автореферат дис. ... канд. пед. наук / И.В. Аверьянов. – Тюмень, 2008. – 25 с.
  2. Бальсевич, В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет / В.К. Бальсевич, М.Н. Королева, Л.Т. Майорова // Теория и практика физ. культуры. –1986. – № 10. – С. 21–24.
  3. Гуськов, М.В. Развитие координационных способностей у футболистов 5-6 лет / М.В. Гуськов, И.В. Стародубцева // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации: Материалы Международной науч.-практ. конференции. – Тюмень: Вектор Бук, 2021. – С. 154–157.
  4. Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: занятия футболом: Учебное пособие / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева, Д.Ю. Колчанов. – М.: Изд-во Юрайт, 2020. – 172 с.
  5. Лях, В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В.И. Лях. – М.: Спорт-Человек, 2019. – 128 с.
  6. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 287 с.
  7. Максимова, А.В. Совершенствование координационных способностей у юных футболистов 7-9 лет на стадии начальной подготовки путем внедрения в тренировочный процесс элементов фитнес-аэробики / А.В. Максимова, Г.В. Наполова // Наука-2020. – 2017. – № 2 (13). – С. 97–103.
  8. Манжелей, И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва / И.В. Манжелей, Е.Т. Колунин, Г.А. Куценко // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – С. 94–96.
  9. Певцов, Н.В. Развитие координационных способностей и равновесия у мальчиков 7-8 лет, занимающихся футболом / Н.В. Певцов // Вестник экспериментального образования. – 2019. – № 2 (19). – С. 6–12.