Критерии сформированности духовно-нравственных качеств личности спортсменов смешанных боевых единоборств

ˑ: 

Аспирант Ф.В. Емельяненко1
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1, 2
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Кормакова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород

Цель исследования – оценить уровень сформированности нравственности молодежи, занимающейся ММА.
Методика и организация исследования. В ходе эксперимента проводился теоретический анализ и обобщение научных данных, а также психологическая диагностика спортсменов, в которой принял участие 41 человек (38 юношей и три девушки) в возрасте 16-24 лет. Для проведения диагностики были использованы: «Диагностика нравственной самооценки» (Л.Н. Колмогорцева); «Исследование терпимости» и «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский); «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Исследование проходило на базе МАУ СШОР им. Александра Невского (г. Старый Оскол).
Результаты исследования и выводы. У большинства занимающихся ММА уровень самооценки нравственных качеств «ниже среднего» – 53,66% (по методике «Диагностика нравственной самооценки»); для 58,54% спортсменов ММА характерен средний уровень терпимости, уважения к чужому мнению и толерантности (по методике «Исследование терпимости»); у 53,67% спортсменов уровень совестливости (по методике «Шкала совестливости») «ниже среднего»; у подавляющего большинства (85,38%) спортсменов ММА был выявлен низкий уровень проявления «позитивной агрессивности» и высокий уровень (95,13%) «негативной агрессии»; у большинства спортсменов (60,98%) был выявлен уровень конфликтности «выше среднего» (по методике «Личностная агрессивность и конфликтность»).
Таким образом, у большинства спортсменов 16-24 лет, занимающихся ММА, выявлен недостаточный уровень нравственности. Необходимы научное обоснование и разработка программы воспитания нравственности личности и алгоритм ее реализации в системе подготовки ММА.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, спортсмены, смешанное боевое единоборство (ММА).

Литература

  1. Васильев, П.В. Духовно-нравственное развитие юного спорт­смена в системе дополнительного образования / П.В. Васильев // European social science journal. – 2011. – № 7 (10). – С. 250–257.
  2. Воронов, В.М. О психомоторных и духовно-нравственных детерминантах спортивного отбора в смешанные единоборства / В.М. Воронов, А.А. Горелов, В.П. Сущенко и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 54–56.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/14598/ (дата обращения: 20.11.2021).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 20.11.2021).
  5. Fung, ALC, Lee, TKH. (2018)/ Effectiveness of Chinese martial arts and philosophy to reduce reactive and proactive aggression in schoolchildren. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 39(5): 404–414.
  6. Mickelsson, T.B. (2020). Modern unexplored martial arts–what can mixed martial arts and Brazilian Jiu-Jitsu do for youth development? European Journal of Sport Science, 20(3): 386-393.