Влияние специальных средств, избирательно воздействующих на тактическую подготовленность юных футболистов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.К. Беляков1
Магистрант А.В. Коржуков2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), Москва

Цель исследования – научно обосновать и оценить влияние специальных средств на развитие тактических знаний, умений и навыков юных футболистов.
Методика и организация исследования. В ходе изучения разработана учебно-тренировочная программа, включающая специальные средства, состоящие из элементов соревновательных действий и их вариантов: игры на ловкость, гибкость, координацию движений, быстроту и сообразительность, упрощенные игры 2×1, 2×2, 3×2, 3×3, 1×1, упражнения и игры по исправлению и корректировке ошибок, игра в футбол 3 на 3 без вратарей, игра в футбол 4 на 4 с вратарями. В эксперименте приняли участие 16 футболистов.
Результаты исследования и выводы. Применение новой тренировочной программы обеспечило статистически достоверный прирост тактической подготовленности юных футболистов на 23,3%. По результатам тестирования было выявлено, что каждый без исключения юный футболист дал большее количество правильных ответов и затратил на решение тактических задач меньше времени, которое сократилось на 9 с, а количество ошибок снизилось в 2,2 раза.
Выводы. Современная подготовка юных футболистов должна включать в себя разнообразные специальные средства, которые должны быть подобраны в соответствии с их физиологическими и психофизическими качествами ребенка. Важным моментом является обязательное включение в тренировочный процесс как можно большего объема игровых средств.

Ключевые слова: специальные средства, тактическая подготовка, юные футболисты.

Литература

  1. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых / Х. Вайн – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004. – 244с.: ил. – (Первый шаг).
  2. Вершинин, М.А., Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов / М.А. Вершинин, Д.Л Корзун, Ю.Н. Москвичёв // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 976–981.
  3. Годик, М.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6–9 лет / М.А. Годик, С.М. Мосягин, И.А, Швыков. – М.: Граница, 2008 – 272 с.
  4. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 12–16.
  5. Омар Саид, А.М. Контроль и оценка быстроты и точности решения тактических задач футболистами разного возраста и квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.М. Омар Саид. – Москва – 1983. – 21 с.
  6. Полишкис, М.С. Совершенствование тактической подготовки юных футболистов с учетом их индивидуально-психологических особенностей: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.С. Полишкис. – Москва, 1977. – 28 с.
  7. Фаттахов, Р.В. Игровые упражнения как средство технико-тактической подготовки юных футболистов / Р.В. Фаттахов // Современные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи: сб. науч. статей / науч. ред. В.П. Симень. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – С. 97–100.
  8. Швалева, Т.А. Технико-тактическая подготовка юных футболистов на основе игровых задач / Т.А. Швалева, Ж.В. Кузнецова, А.В. Ермохин // Мир науки, культуры, образования. – 2020. № 2 (81). – С. 105–107.