Инструментарий психофизиологической диагностики предрасположенности детей к занятиям спортом

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Хвацкая1
Кандидат педагогических наук В.С. Терехин1
В.В. Данилов2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2АНО «Стань чемпионом»

Цель исследования – обосновать инструментарий оценки психофизиологических показателей детей для первичного спортивного отбора.
Методика и организация исследования. Проведена экспертная оценка содержания психофизиологического компонента первичного спортивного отбора в ходе реализации федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом». Обследование осуществлено с помощью отечественного компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования «НС-Психотест» (фирма-производитель ООО «Нейрософт», г. Иваново). Участники исследования – 180 детей и подростков от 5 до 12 лет, из них мальчики – 94, девочки – 87. Для оценки достоверности различий показателей применен критерий φ* – угловое преобразование Фишера.
Результаты исследования и выводы. Выявлены способы оценки и показатели психофизиологической диагностики детей в спортивном отборе, которые позволили их использовать в психологическом консультировании и просвещении родителей потенциальных юных спортсменов через конкретные рекомендации.

Ключевые слова: оценка предрасположенности детей к занятиям спортом, психофизиологическое тестирование, интеграция, рекомендации.

Литература

  1. Бабушкин, Г.Д. Концепция психологического обеспечения подготовки спортсменов в системе СДЮШОР / Г.Д. Бабушкин, И.Ф. Андрущишин, Е.Г. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 2 (48). – С. 35–39.
  2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – С. 236–237.
  3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 351 с.
  4. Ловягина А.Е. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена / А.Е. Ловягина. – Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2013. – № 1. – С. 29–39.
  5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: в 2 кн. Кн. 1 / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2015. – 679 с.
  6. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова – СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. – 367 с.
  7. Хвацкая Е.Е. Психологический компонент в структуре первичного спортивного отбора детей (федеральный экспериментальный (инновационный) проект «Стань чемпионом») / Е.Е. Хвацкая // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 12 (178). – С. 436–441.