Оценка эффективности взаимодействий в вузовских студенческих командах

ˑ: 

Аспирант М.И. Миних1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
1Тюменский государственный университет, Тюмень

Цель исследования – выявить субъективные критерии, характеризующие эффективное командное взаимодействие в спортивных командах студентов высших учебных заведений.
Методика и организация исследования. В изучении приняли участие 153 респондента из 10 регионов Российской Федерации, из них 120 спортсменов, 20 арбитров и 13 тренеров успешных и неуспешных студенческих команд по игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол). Исследование проходило в форме онлайн-анкетирования, в ходе которого респонденты оценивали различные характеристики, параметры взаимодействий в спортивной команде. В результате анализа мнений спортсменов, тренеров и арбитров выявлены признаки, характеризующие успешную спортивную команду студентов.
Результаты исследования и выводы. Как показало изучение, критериями эффективного взаимодействия в студенческой спортивной команде являются: поддержка спортсменами друг друга; сыгранность; заинтересованность и самоотдача в тренировочном и соревновательном процессах; способность спортсменов и тренеров поддерживать оптимальный уровень эмоционального возбуждения; способность тренера вести игру, давая краткие, позитивные указания и инструкции.

Ключевые слова: игровые виды спорта, студенты, спортивная команда, взаимодействие, межличностные отношения, командообразование.

Литература

  1. Аленуров, Э.А. Спортивная команда: социальные факторы функциональной эффективности: монография / Э.А. Аленуров. – М.: РУСАЙНС, 2017. – 134 с.
  2. Вавилов, А.Л. Влияние групповой интеграции и индивидуальной подготовленности баскетболистов на эффективность командных действий: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Л. Вавилов. – СПб., 2009. – 136 с.
  3. Девишвили, В.М. Групповая сплоченность в спортивных командах разного профессионального уровня / В.М. Девишвили, М.О. Мдивани, Д.С. Елгина // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4 (28). – С. 121-128.
  4. Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде: монография / Ю.А. Коломейцев. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 128 с.
  5. Коломейцев, Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.01 / Ю.А. Коломейцев. – Тарту, 1974. – 24 с.
  6. Курочкина, Н.А. Комплексный анализ системы взаимодействий спортсменок в профессиональных волейбольных командах / Н.А. Курочкина, Л.В. Булыкина, В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 4. – С. 14.
  7. Манжелей, И.В. Конструктивное взаимодействие в физкультурном образовании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – М., 2004. – № 12. – С. 24–30.
  8. Марков, К.К. Проблемы и принципы создания спортивной команды / К.К. Марков // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 374–379.
  9. Павлов, Ю.Н. Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий: дис. … канд. псих. наук: 19.00.07 / Ю.Н. Павлов. – Ставрополь, 2004. – 184 с.
  10. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. высш. пед. заведений. 2-е изд. Стереотип / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.