Особенности профилактики девиантного поведения студентов средствами физкультурно-рекреативной деятельности

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1
Кандидат психологических наук Д.Н. Сазонов1
Аспирант С.И. Сылка1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Воронин1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – выявление особенностей профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональной образовательной организации и студентов вуза средствами физкультурно-рекреативной деятельности.
Методика и организация исследования. В работе использовались многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин), тест Спилбергера–Ханина; опросник А. Басса и А. Дарки для определения индекса агрессивности или враждебности; наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов исследования. В анкетировании участвовало 475 обучающихся в профессиональных образовательных организациях и 2145 студентов 1-го курса НИУ «БелГУ»; в эксперименте – 90 обучающихся в профессиональных образовательных организациях и 90 студентов НИУ «БелГУ».
Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали необходимость и эффективность использования средств физкультурно-рекреативной деятельности (ФРД) в профилактике девиантного поведения студентов. В процессе ФРД было акцентировано внимание на получении удовольствия у студентов с целью прервать у них действие деструктивных и стереотипных поведенческих программ поведения, для чего использовались все формы физических упражнений, направленные на эмоционально-активный отдых, развлечение, получение удовлетворения от двигательной деятельности и комфортной психоэмоциональной среды на занятиях.

Ключевые слова: физкультурно-рекреативная деятельность, профилактика девиантного поведения.

Литература

  1. Бочарникова Л.Н. Профилактика наркомании в Белгородской области: система, новые идеи и подходы / Л.Н. Бочарникова, В.В. Устинова // Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина. 2019. – № 1. – С. 42–46.
  2. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление. Серия: Управление поведением, кн. 1-2-е изд., исправленное / Ю.М. Орлов. – М.: Слайдинг, 2006. – 96 с.
  3. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 52–54.).