Сравнительный анализ психосоциальных факторов профессиональной деятельности спортсменов и тренеров

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор О.С. Коган
Башкирский институт физической культуры, Уфа

Ключевые слова: факторы, психология, анкетный опрос, социологический анализ, спортсмен-профессионал, тренер.

Введение. Специальные исследования, проведенные в различных лабораториях мира, убедительно показывают, что не существует видов профессиональной деятельности, которые могли бы сравниться по уровню физического и психического напряжения с тренировочными и соревновательными нагрузками в современном спорте [1-3].

Для спортсменов‑профессионалов, деятельность которых характеризуется выступлением в напряженных соревнованиях, отличающихся большой продолжительностью и исключительно острой конкуренцией, связанных с чрезмерными физическими и психоэмоциональными нагрузками, часто не соответствующими их потенциальным возможностям, в большей степени характерны реакции, приводящие к утомлению, переутомлению и истощению приспособительных резервов организма [4, 5].
К группе факторов, действующих на спортсменов в процессе их профессиональной деятельности, многие авторы относят также сочетание интенсивной тренировки с напряженной работой или учебой [6].

Цель исследования – выявить значимость психосоциальных факторов профессионально-спортивной деятельности для спортсменов и тренеров.
Методика и организация исследования. В ходе исследования было проведено анонимное анкетирование 200 действующих спортсменов‑профессионалов и 200 спортсменов, перешедших на тренерскую работу после завершения карьеры в спорте высших достижений. Специально разработанная анкета включала 30 вопросов и 131 вариант ответов. В ее основу была положена анкета, разработанная экспертами ВОЗ для решения задач в области медицины труда о значимости для работников психосоциальных факторов.

Литература

  1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] / Л.И. Лубышева. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
  2. Санинский В.Н. Современные аспекты в организации и проведении медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по олимпийским видам спорта [Текст] / В.Н. Санинский // Профессия и здоровье: матер. I Всерос. конгресса (19 – 21 ноября 2002 г., Москва). – М.: Златограф, 2002. – С. 44-45.
  3. Сиротин О.А. Воздействие фрустрирующих ситуаций на социальную адаптацию спортсменов к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности [Текст] / О.А. Сиротин, В.И. Сиваков // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 3. – С. 6-8.
  4. Таунтон Д.Е. Ошибки в тренировочном процессе [Текст] / Д.Е. Таунтон // Спортивные травмы. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – С. 176-183.
  5. Уилмор Дж. Физиология спорта [Текст] / Дж. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 264 с.

Информация для связи с автором: oskogan@mail.ru

Поступила в редакцию 11.12.2013 г.