Методика отбора детей в группы начальной подготовки по плаванию

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Дарвиш1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Кугушева1
С.С. Галанова1
М.В. Баклакова1

1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

Цель исследования – изучить эффективность методики отбора детей семи-восьми лет в группу начальной подготовки по плаванию, дополненной блоком психолого-педагогической оценки личностных качеств.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие дети в возрасте семи-восьми лет, желающие заниматься плаванием, общий состав испытуемых составил 16 человек. Для достижения цели были изучены и оценены блоки: физической подготовленности юных пловцов, психолого-педагогической оценки, а также проведено тестирование для выявления уровня мотивации к занятиям плаванием (на основе «Лесенки побуждений» А.И. Божовича, И.К. Марковой).
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что отличительными особенностями содержания экспериментальной методики отбора детей семи-восьми лет в группу начальной подготовки по плаванию является дополнение блока психолого-педагогической оценки, основанного на оценке личностных качеств (тип темперамента, психотип) и характеризующего предрасположенность и готовность детей к занятиям плаванием. Согласно выявленным личностным качествам, наиболее перспективные дети семи-восьми лет при отборе в группу начальной подготовки по плаванию – это дети с типом темперамента сангвиник или флегматик, по психотипу – интроверты. Юные пловцы, прошедшие отбор по экспериментальной методике, ощущают потребность в личном достижении высоких результатов, участии в соревнованиях, тогда как у детей контрольной группы мотивы основаны поимущественно на признании и одобрении другими (родителей, товарищей, тренера).

Ключевые слова: пловцы, спортивный отбор, психолого-педагогическая оценка, личностные качества, методика, физическая подготовка.

Литература

  1. Войтенко, Ю.Л. Критерии отбора в спортивном плавании на начальном этапе подготовки юных пловцов / Ю.Л. Войтенко, К.О. Ольховикова // Сборник трудов студентов и молодых ученых. – М., 2016. – С. 57–61.
  2. Малкин, В.Р. Психологическая работа в детско-юношеской спортивной школе: учебное пособие / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. – 104 c.
  3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание. – М.: Советский спорт, 2018. – 36 c.
  4. Федоров, С.А. Оценка перспективности юных пловцов при отборе в учебно-тренировочные группы спортивных школ: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Федоров. – М., 1998. – 118 с.
  5. Херувимова, Т.А. Применение метода круговой тренировки на начальном этапе подготовки гимнастов / Т.А. Херувимова, Т.В. Кугушева // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – №  3. – С. 61–64.
  6. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учеб. пособие / Б.П. Яковлев. – 2-е изд., стер. – М.: Лань, 2019. – 312 с.