Особенности инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи

ˑ: 

Т.С. Бушманова1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Фендель1
1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

Цель исследования – разработать и экспериментально доказать эффективность методики инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи средствами фитнеса.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных образовательных учреждений г. Чайковский. В исследовании приняли участие дошкольники пяти-шести лет с общим недоразвитием речи и их сверстники с нормативным речевым развитием, посещающие группы комбинированного типа. С целью определения эффективности методики у дошкольников оценивались изменения показателей физического развития и физической подготовленности, уровня речевого развития и коммуникативных навыков.
Результаты исследования и выводы. Методика инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи основывается на комплексном применении средств фитнеса (классической аэробики, степ-, фитбол- и логоаэробики, стретчинга и йоги), подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и упражнений с речевым материалом. По итогам исследования были сделаны следующие заключения: экспериментальная методика, созданная с учетом особенностей психомоторного развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет комплексно решать задачи инклюзивного физического воспитания; реализация методики способствует росту физической подготовленности и уровня коммуникативных навыков дошкольников, принимавших участие в эксперименте. Наблюдается статистически значимая положительная динамика показателей речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольники, общее недоразвитие речи, фитнес.

Литература

  1. Ермакова, Ю.Н. Фитнес в системе инклюзивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха / Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов, А.В. Корнев // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 84.
  2. Лахмоткина, В.И. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи / В.И. Лахмоткина, Л.А. Ястребова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-2. – С. 226–229.
  3. Носенко, Н.П. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.П. Носенко, Е.А. Томашвили // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2014. – № 2. – С. 16–18.
  4. Стафеева А.В. Особенности организации занятий степ-аэробикой с дошкольниками, имеющими ограничения в состоянии здоровья /А.В. Стафеева, О.В. Реутова, А.Е. Замашкина // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2019. – № 5. – С. 48–54.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745.
  6. Хах С.Р. К проблеме использования некоторых систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников / С.Р. Хах, С.А. Хазова, Н.В. Карягина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. – № 3 (162). – С. 212–217.