Психологическая подготовка тренеров к работе со спортсменами, имеющими расстройства аутистического спектра

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьёв1
Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Грецов1, 2
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО С.П. Евсеев3
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
3Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – научное обоснование технологии психологической подготовки тренеров к взаимодействию с лицами, имеющими расстройства аутистического спектра.
Методика и организация исследования. Анализ литературных и иных информационных источников, обобщение опыта работы специалистов, опрос, фокус-группа. Сбор эмпирических данных проводился в ходе реализации курсов повышения квалификации «Психологическая подготовка тренеров к работе в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями» (преподаватель А.Г. Грецов), участвовало 18 специалистов.
Результаты исследования и выводы. Предложена программа психологической подготовки тренеров к работе со спортсменами, имеющими РАС, призванная повысить эффективность взаимодействия с ними, а также личностную удовлетворенность профессиональной деятельностью. В психологическую подготовку тренеров, работающих в данной сфере, целесообразно включать: изучение психологических особенностей людей с РАС; тренинг выработки специальных коммуникативных навыков для работы с данным контингентом; освоение базовых техник психологической поддержки таких спортсменов; личностный тренинг (осознание субъективного смысла работы в этой сфере, поиск личностных ресурсов и т.д.).

Ключевые слова: спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, расстройства аутистического спектра, подготовка тренеров.

Использованная литература

  1. Адеева, Т.Н. Дети с расстройствами аутистического спектра: современные представления и педагогическая помощь / Т.Н. Адеева, Е.В. Куфтяк, Е.В. Патрина и др.; отв. ред. И. В. Тихонова. – Кострома: КГУ, 2017. – 196 с.
  2. Воробьёв, С.А. Психофизические возможности лиц с расстройствами аутистического спектра и возможности их участия в паралимпийском спорте / С.А. Воробьёв, Е.С. Набойченко // Психическое здоровье и образование: сб. научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». 2018. – С. 449–456.
  3. Евсеев, С.П. Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями и конвенция ООН о правах инвалидов: реалии и перспективы / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.А. Шелехов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 8. – C. 40–42.
  4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – 6-е изд., стер. – М.: Теревинф, 2010. – 288 с.