Показатели учебной деятельности и психофизиологические особенности школьников с позиций статистического и хаотического подходов

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, доцент В.А. Вишневский

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент В.А. Вишневский
К.А. Миронова, К.А. Каримов
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

Ключевые слова: показатели учебной деятельности, психофизиологические особенности школьников.

Введение. Как известно, хороший учитель отличается тем, что умеет видеть индивидуальные особенности детей. В первую очередь имеют значение отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Особая заслуга принадлежит тем свойствам нервной системы, которые составляют такую динамическую сторону психической жизни, как быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, скорость восприятия и т. д. От этих нейродинамических особенностей в значительной мере зависит стиль учебной деятельности. Между тем классические статистические и стохастические подходы далеко не всегда могут в полной мере оценить и описать динамику поведения сложных систем развивающегося организма в образовательном процессе. В связи с этим представляет интерес рассмотрение этого поведения и с позиций таких современных междисциплинарных направлений, как теории хаоса и синергетики [2–4].

Цель исследования – определить показатели учебной деятельности с учетом психофизиологических особенностей школьников с позиций статистического и хаотического подходов.

Организация исследования. В комплексных исследованиях принял участие 751 учащийся 1–11‑х классов МОУ СОШ № 26 и 39 г. Сургута.
Результаты исследования и их обсуждение. Рейтинг учебы возрастает в младшем школьном возрасте и падает у старших школьников (табл. 1).
Изучение направленности на приобретение знаний обнаружило, что у мальчиков она поддерживается на высоком уровне только первые три года обучения. Затем интерес к знаниям ослабевает, особенно выраженно после 14 лет. У девочек интерес к знаниям поддерживается до 11 лет, а затем повторяется динамика, характерная для юношей (табл. 2).

Литература

  1. Вишневский В.А. Психоэмоциональная и физиологическая «цена обучения» и результаты учебной деятельности на различных этапах школьного онтогенеза / В.А. Вишневский, Н.А. Агаджанян, А.А. Марьяновский, А.В. Гулин // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 6. – С. 83-89
  2. Еськов В.М. Понятие нормы и патологии в фазовом пространстве состояний с позиции компартментно-кластерного подхода / В.М. Еськов, Р.Н. Живогляд, Н.М. Карташова, Ю.М. Попов, А.А. Хадарцев // Вестник новых медицинских технологий. – 2005. – Т. 12. – № 1. – С. 12-14.
  3. Пригожин И. Порядок из хаоса / И Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.
  4. Хакен Г. Основные понятия синергетики / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 28-55.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 14.02.2014 г.