Взаимосвязь педагогических и генетических прогнозных показателей спортивной одаренности, включенных в модель первичного отбора детей

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент О.А. Двейрина1
Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Терехин1
В.В. Данилов2
А.В. Назаров2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация «Стань чемпионом»

Цель исследования – выявить информативные показатели функционального состояния детей, а также значимые результаты антропометрического, психофизиологического, педагогического (спортивного) и генетического тестирования для прогнозирования спортивной одаренности детей.
Методика и организация исследования. Изучение проводилось на базе центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург. В ходе исследования применялась комплексная оценка общей и специальной спортивной предрасположенности, состоящая из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев. Объектом исследования являлась модель первичного отбора детей для занятий спортом в рамках Проекта «Стань чемпионом».
Результаты исследования и выводы. Исходя из специфичности данных элементов, необходима их группировка в отдельные системы и, на основе системного общенаучного подхода, совершенствование инструментария каждого из перечисленных видов тестирования. Для интерпретации полученных результатов, в свою очередь, модель первичного отбора детей для занятий спортом федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом» целесообразно выстраивать в соответствии с синергетическим общенаучным подходом.

Ключевые слова: модель, физические способности, тестирование, формы проявления, соревновательное упражнение.

Литература

  1. О значимости исследования полиморфизмов генов AMPD1, COL1A1, COL5A1 для спортивного отбора в секции фигурного катания / А.В. Калинин, О.А. Клевер-Чекунова, М.К. Чекунов и др. // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 10. С. 35–38.
  2. Курамшин Ю.Ф. Скоростные способности // Теория и методика физической культуры: учебник под. ред. Ю.Ф Курамшина. М.: Изд-во Советский спорт, 2004. 463 с.