Организация психолого-педагогического сопровождения легкоатлетов-спринтеров в годичном цикле подготовки

ˑ: 

О.В. Сергеев1
К.М. Гура1
1Тюменский государственный университет, Тюмень

Цель исследования – организация психолого-педагогического сопровождения легкоатлетов-спринтеров в годичном цикле тренировки.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 15 легкоатлетов-спринтеров Тюменской области из состава «ОСШОР» и ЦСП-Тюмень. Основной блок обучения проводился на Тренировочных сборах в условиях среднегорья на высоте 1600 м. В ходе научной работы использовался диагностический инструментарий: устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог». Также для определения воздействия стресс-факторов на скорость стартовой реакции и силу отталкивания от стартовых колодок было применено электронное устройство – стартовая система с регистрацией фальстарта, времени стартовой реакции и силы отталкивания ReacTimeFinishLynx.
Результаты исследования и выводы. Показано, что при организации психолого-педагогического сопровождения легкоатлетов-спринтеров в процессе конструктивного взаимодействия тренера и спортивного психолога с разной степенью включенности последнего решаются пять ключевых задач по психодиагностике и контролю, рекомендациям и консультированию, коррекции состояний и помощи в управлении ими, обучению средствам и методам психорегуляции, формированию установок с целью создания психологических предпосылок для демонстрации высоких спортивных результатов.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение спортсмена, годичный цикл тренировки, взаимодействие, восстановление работоспособности, средства психорегуляции.

Литература

  1. Алиев Х.М. Укрощение стресса [Текст] М.: Эксмо, 2011. 288 с.
  2. Бабушкин Г.Д., Андрущишин И.Ф., Бабушкин Е.Г. Концепция психологического обеспечения подготовки спортсменов в системе СДЮШОР // Теория и практика физ. культуры. 2017. № 2 (48). С. 35–39.
  3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] М.: Советский спорт, 2014. 328 с.
  4. Логинова И.О., Севостьянова М.С. К вопросу психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности спортсменов национальных сборных команд России [Текст] // Психология обучения. 2018. № 7. С. 85–96.
  5. Манжелей И.В., Гура К.М. Представления тренеров и юных спортсменов о предмете деятельности спортивного психолога [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 6. С. 5–8.
  6. Раднагуруев Б.Б., Уляева Г.Г., Уляева Л.Г. Специфика психологического сопровождения спортивного резерва в единоборствах [Текст] // Итоговый сборник материалов Всероссийская науч.-практ. конф.: «Актуальные проблемы организации подготовки и участия спортсменов спортивных сборных команд России в Играх XXXI Олимпиады 2016 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия)»: сб. статей. М., 2013. С. 69–75.
  7. Севостьянова М.С. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной успешности спортсменов спортивных сборных команд России [Текст] /автореф. дис. … канд. псих. наук (12.00.07) «КрасГМУ. Красноярск, 2019. 26 с.
  8. Сергеев О.В., Манжелей И.В. Формирование стрессоустойчивости у легкоатлетов-спринтеров [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 6. С. 34–36.
  9. Сивицкий В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности [Текст] // Теория и практика физ. культуры. 2006. № 6. С. 40–43.
  10. Фомин Л.М. Формирование психологической защиты спортсменов к соревновательному режиму [Текст] // Материалы III Российской науч.-практ. конференции (с международным участием) «Физкультурно-оздоровительное движение, спорт, состояние и перспективы развития в современном обществе»: сб. статей. Красноярск, 2006. С. 75–77.
  11. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция [Текст] М.: Советский спорт, 2003. 64.