Художественная гимнастика как средство улучшения координационных способностей у детей с нарушением слуха

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук Т.В. Абызова
Доктор медицинских наук А.А. Акатова
Кандидат педагогических наук А.Н. Леготкин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

Ключевые слова: координационные способности, нарушение слуха, слабослышащие дети, художественная гимнастика, ограниченные возможности.

Актуальность. Во всех странах мира и в любой группе общества имеются люди с различными ограниченными возможностями. Их число в мире значительно и продолжает расти. В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, касающейся индустриально развитых стран, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушением слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс. и неуклонно растет. У детей с нарушением слуха ухудшается качество жизни. Они лишены возможности общения с окружающими людьми, что тормозит дальнейшее полноценное развитие центральной нервной системы [2, 4, 6].

Одна из ключевых проблем физического развития детей с сенсорными нарушениями по сравнению со здоровыми детьми заключается в сниженном уровне развития координационных способностей (КС), и особенно ярко это проявляется в среднем школьном возрасте. Координационное совершенствование направлено на подготовку детей с нарушением слуха к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни [1, 2, 4].

Решение данной проблемы имеет государственное значение и требует комплексного научного подхода, поиска эффективных средств, форм и методов организации жизнедеятельности детей с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и в системе специальных образовательных учреждений [1, 4, 6].

Литература

  1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. – М.:АСТ; Астель, 2008 – 222 с.
  2. Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю. Горская / Научно-исслед. ин-т деятельности человека в экстремальных условиях. – Омск, 2000. – 210 с.
  3. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
  4. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова /Под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классикс Стиль, 2003. – 320 с.
  5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.
  6. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.

Информация для связи с автором: vilat57@mail.ru

Поступила в редакцию 1.03.2014 г.