Психологическая коррекция эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся скелетоном

ˑ: 

А.С. Юрков
Спортивная школа олимпийского резерва по санным видам спорта, Красноярск

Цель исследования – психологическая коррекция личностной соревновательной тревожности и уровня спортивных страхов у скелетонистов возрастной группы 15-17 лет.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 40 спортсменов 15-17 лет, занимающихся скелетоном на этапе спортивной специализации (15-17 лет) в СШОР по санным видам спорта г. Красноярска, которые были разделены на две экспериментальные группы: по 10 юношей и 10 девушек из города Красноярска и две контрольные группы по 10 юношей и 10 девушек из Московской области и г. Москва. Согласно программе теоретические и практические занятия были направлены на регуляцию эмоциональных состояний с использованием психологического наблюдения, психологических методик и психологического тестирования.
Результаты исследования и выводы. Разработанная программа психологической коррекции эмоциональных состояний юношей оказалась эффективной и решает поставленные перед ней задачи: оптимизирует уровень личностной соревновательной тревожности; оптимизирует уровень спортивных страхов; повышает способность спортсменов к саморегуляции; развивает уверенность в себе; способствует формированию благоприятного психологического климата в тренировочном и соревновательном процессе.

Ключевые слова: программа психологической коррекции, эмоциональные состояния спортсменов, скелетон, уровень страха, личностная соревновательная тревожность.

Литература

  1. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. 128 с.
  2. Брагина О.А. Тренинг коррекции уровней личностной и ситуативной тревожности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/12/25/treni....
  3. Видьямала Берч, Денни Пенман. Осознанная медитация // Практическое пособие по снятию боли и стресса. Манн, 2014. ISBN (EAN): 978-5-00057-221-4.
  4. Воскресенская Е.В., Мельник Е.В., Кухтова Н.В.. Психология страха и тревоги в спортивной деятельности (теория и практика): методические рекомендации. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2015. 53 с.
  5. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии [пер. с англ.: А. Киселев]. М.: Ганга, 2018. 528 с.
  6. Лихи Р. Прогрессивная мышечная релаксация: описание техники [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/relaxation2.htm.
  7. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). Л.: Медицина, 1986. 280 с. Ил.
  8. Рудик П.А. Идеомоторные представления и их значение в спортивной тренировке // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1967. С. 15–26.
  9. Серазетдинова Л.И., Утегенова Н.Р., Шайдуллина Г.Г. Техники дыхательных упражнений как компонента системы оздоровления: учебно-методическое пособие. Казань: Казанский университет, 2016. 40 с.
  10. Упражнения на визуализацию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mydocx.ru/8-117189.html.
  11. Физиология системы дыхания: учебное пособие / Сост.: А.Ф. Каюмова, И.Р. Габдулхакова, А.Р. Шамратова и др. Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. 60 с.
  12. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка: Пер. с нем. М.: Медицина, 1985, 32 с.
  13. Юрков А.С. Определение уровня страха у скелетонистов 12-17 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Издательство: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». М., 2020 г.
  14. Юрков А.С. Исследование личностной соревновательной тревожности у спортсменов 15-16 лет в санных видах спорта // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2020 г.