Исследование эффективности спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в мини-футболе 5×5 (в1) – спорт слепых

ˑ: 

К.С. Попенко1
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов2
1Спортивно-адаптивная школа паралимпийского резерва, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
2Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – разработать программу спортивной подготовки в мини-футболе 5x5 (В1) (спорт слепых) для высококвалифицированных спортсменов на подготовительном этапе (далее – Программа), экспериментально доказать ее эффективность.
Методика и организация исследования. Экспериментальная программа реализовывалась с девятью футболистами с депривацией зрения сборной команды Республики Марий Эл в 2019-2020 гг. на базе ГБУ Республики Марий Эл «САШПР» и МФКС «РГСУ» г. Москвы. Программа учитывает индивидуальные нозологические особенности спортсменов с нарушением зрения, специфические условия соревновательной деятельности и аспекты правил проведения игр в мини-футболе 5x5 (В1) (спорт слепых).
Результаты исследования и выводы. При прохождении экспериментальной программы произошли статистически значимые улучшения в ЭГ по девяти из 11 тестовых заданий по физической подготовленности, пяти из шести – координационных способностей, а также по девяти из 12 показателей авторского инструментария технико-тактической подготовленности. Более того, разработанный понятийный аппарат ориентационно-направляющих указаний, внедренный в спортивную подготовку ЭГ, позволил улучшить эффективность коммуникационных связей между тренером (гайдом, вратарем) и спортсменами, что благоприятно повлияло на результативность как отдельных игроков, так и команды.

Ключевые слова: мини-футбол 5x5 (В1) (спорт слепых), высококвалифицированные спортсмены с нарушением зрения, программа спортивной подготовки.

Литература

  1. Баряев А.А. Реабилитационно-педагогический потенциал включения лиц с нарушением зрения в физкультурно-спортивную деятельность // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-1 (122). С. 184–189.
  2. Воробьев С.А., Баряев А.А. Совершенствование комплексного контроля подготовленности спортсменов высокого класса в спорте слепых // Адаптивная физическая культура. 2018. № 3 (75). С. 4–5.
  3. Иванов А.В., Баряев А.А., Бадрак А.К. Оценка показателей соревновательной деятельности следж-хоккеистов // Адаптивная физическая культура. 2018. № 1 (73). С. 26–29.
  4. Корнев А.В. Современное состояние голбола в России // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 1–2 (77). С. 101–106.
  5. Махов А.С., Степанова О.Н. Программа управления развитием адаптивного спорта «ФИННИКС» и результаты ее реализации // Теория и практика физ. культуры. 2013. № 8. С. 101–104.
  6. Попенко К.С., Махов А.С. Анализ результатов XII чемпионата Европы по мини-футболу 5х5 (В1) (спорт слепых) // Адаптивная физическая культура. 2019. № 4 (80). С. 57–58.
  7. Попенко К.С., Махов А.С. Проблемы развития паралимпийского мини-футбола (спорт слепых) в России на примере Республики Марий Эл // Материалы VI межрегиональной науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: ГБПОУ Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва». 2018. С. 212–217.