Взаимосвязь стилевых особенностей педагогической деятельности и свойств индивидуальности учителя физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

А.Е. Зубков
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
 
Ключевые слова: индивидуальный стиль, педагогическая деятельность, структура, детерминация, индивидуальность, интеграция.
 
Введение. Переход российской школы к личностно-раз­ви­ваю­щей парадигме обучения и воспитания ставит перед учителем новые задачи, решение которых невозможно без постоянного профессионального роста. Достижение учителем физической культуры высокого уровня профессионального мастерства требует соотнесения приёмов педагогической работы с индивидуальными особенностями учителя, что делает необходимым формирование индивидуального стиля деятельности (ИСД).
 
Как показано исследованиями В. С. Мерлина [4], Е. А. Климова [2] и др., выработка ИСД основывается на использовании психологических механизмов адаптации, компенсации и системообразования, что содействует наиболее полной реализации способностей педагога. Наше экспериментальное исследование направлено на изучение структуры стиля деятельности учителя физической культуры как целостного образования, детерминированного системой разноуровневых свойств индивидуальности: нейродинамических, психодинамических и личностных.
 
Цель исследования – выявление связи стилевых характеристик педагогической деятельности с системой разноуровневых свойств индивидуальности, со стажем работы, с уровнем педагогического мастерства учителей физической культуры и с гендерным фактором.
Организация и методы исследования. Экспериментальную выборку составили 85 учителей физической культуры Пермского края. 
 
Литература
Вяткин Б.А. Психология стилей человека: учеб. пособие / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. – М. – Пермь: Изд. Книжный мир. – 2013. –128 с.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. – 378 с.
Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. 
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.
 
Информация для связи с автором: tap29@mail.ru
 
Поступила в редакцию 18.02.2014 г.