Синдром профессионального выгорания в деятельности тренера

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Полякова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, физическое и психологическое истощение, де­пер­со­на­ли­за­ция, редукция личных достижений.

Введение. В начале 70‑х гг. американский психолог Х. Фрейденберг (Freudenberg, 1974) впервые использовал термин «Burnout» (в переводе с англ. – выгорание) в связи с требованиями к профессиям, связанным с работой с людьми. Термин «сгорание», или «выгорание», был введен в практику для характеристики психологически здоровых людей, которые находятся в тесном и интенсивном общении с другими людьми при исполнении профессиональных обязанностей.

В связи с этим синдром психического выгорания обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием длительного стажа работы по одной и той же специальности [1, 3 и др.]. Синдром выгорания – это истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам.

Следует отметить, что эмоциональное выгорание может влиять на личность специалиста сильно, подрывая его здоровье и желание работать. Особенно опасен синдром выгорания в начале своего развития, так  как специалист не осознаёт его симптомов. Поэтому проблема профессионального выгорания является актуальной и требует дальнейшего исследования и доработок. Достаточно важным для решения как теоретических, так и практических вопросов является изучение отрицательного влияния профессии на личность специалиста, так как это влияние ведет к снижению эффективности, продуктивности и качества деятельности работника.

Литература

  1. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
  2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  3. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
  4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ.

Информация для связи с автором: tap29@mail.ru

Поступила в редакцию 01.03.2014 г.