Селективность воспроизведения образных представлений в тренировочном процессе легкоатлетов-студентов

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.Э. Болотин1
Доктор педагогических наук, доцент О.Е. Понимасов2
Доктор педагогических наук, профессор С.С. Аганов3
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Рыжкин4
1Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург
4Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Цель исследования – изучение характера и степени влияния психологических характеристик на результативность спортсменов студенческого спортивного клуба во время участия в соревнованиях и в процессе спортивной тренировки.
Методика и организация исследования. Метод обзора с описательно-качественным подходом использовался для получения подробной информации путем определения факторов, связанных с психологическими характеристиками спортсменов в соревнованиях спортивного студенческого клуба. Инструмент исследования – «Опросник использования образов в спорте» (SIQ), разработанный и принятый К. Холлом с коллегами, включающий пять фракталов мыслимых образов действия.
Результаты исследования и выводы. Фактор психологического моделирования поведенческих актов в общей стратегии соревновательных действий и отдельных психолого-тактических ситуациях является доминирующим среди спортсменов спортивного студенческого клуба. При отсутствии стимульных условий реального восприятия спортсмены в большей степени отдают предпочтения конкретно-избирательным образным представлениям. Избирательно-логические процессы преобладают над абстрактно-логическими в силу большего понимания легкоатлетами определенных действий или ситуаций в альтернативу обобщенным поведенческим стратегиям. Мысленное воссоздание спортсменами образов движений и поведенческих моделей протекает в ответ на отсутствие генерирующих условий и соотносится преимущественно с когнитивными типами образов. Регулируемая настройка образов целеполагания может рассматриваться как рекомендуемое направление перспективной работы с легкоатлетами студенческого спортивного клуба.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, психологические характеристики, мыслимые образы действий.

Литература

  1. Болотин А.Э. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, К.Я. Ван Цвиетен и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 10. – С. 37-39.
  2. Веракса А.Н. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена / А.Н. Веракса, А.Е. Горовая, А.И. Грушко и др. – М.: Спорт, 2016. – 208 с.
  3. Зюкин А.В. Контроль периферической гемодинамики пловцов категории «Masters» / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, А.Э. Болотин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 12. – С. 67-69.
  4. Иванов А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А.А. Иванов. – М.: Советский спорт, 2012. – 112 с.
  5. Понимасов О.Е. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 1. – С. 71-72.
  6. Штамбург И.Н. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 2. – С. 16-17.
  7. Яковлев Б.П. Психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки спортсменов высокой квалификации / Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С. 83-85.