Психологическое благополучие женщин, занимающихся физической культурой

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Терентьев1, 2
Кандидат психологических наук, доцент С.А. Водяха3
Кандидат психологических наук, доцент Ю.Е. Водяха3
Кандидат социологических наук Л.С. Аристов2
1Уральский федеральный университет (УрФУ), Екатеринбург
2Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ, Екатеринбург
3Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), Екатеринбург

Цель исследования – выявление параметров психологического благополучия женщин, детерминируемых соблюдением режима двигательной активности.
Методика и организация исследования. Изучение проводилось с февраля по апрель 2019 г. в г. Екатеринбурге. В нем приняло участие 78 женщин в возрасте от 25 до 42 лет. В исследовании использованы методики: шкала психологического благополучия Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, опросник смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что женщины, не занимающиеся систематически физической культурой и спортом, характеризуются менее развитыми механизмами саморегуляции и самоконтроля, более низкой устойчивостью к стрессовым факторам, зависимостью от мнения других (при решении важных вопросов), менее низким уровнем контроля происходящего, осторожностью в принятии новых событий, более низким уровнем самооценки. В то время как женщины, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, отличаются более высоким уровнем самоконтроля, стрессоустойчивости, самостоятельности, компетенции в управлении окружением, личностного роста, а также целеустремленности.

Ключевые слова: психологическое благополучие, физическая культура, психологическое здоровье, эмоциональное состояние, физическая активность.

References

  1. Edwards D.J., Steyn BJ. Sport psychological skills training and psychological well-being. South Afr J Res Sport Phys Educ Recr. 2008 Jan 1;30(1):15-28. https://doi.org/10.4314/sajrs. V. 30i 1. 25978.
  2. Faulkner G.E., Taylor A.H., editors. Exercise, health and mental health: Emerging relationships. Taylor & Francis; 2005. https://doi.org/10.4324/9780203415016.
  3. Ghiami Z., Khalaghi K., Soh K.G., Roslan S. Comparison of mental health components among athlete and non-athlete adolescents. Int J Kinesiol Sport Sci. 2015 Jan 1;3 (3): 33. https://doi.org/10.7575/ aiac.ijkss. V. 3 No. 3 p. 33.
  4. Hidalgo J.L., Bravo B.N., Martínez I.P., Pretel F.A., Postigo J.M., Rabadán F.E. Psychological well-being, assessment tools and related factors. ii. 2010:77.
  5. Keyes C.L. Promoting and protecting positive mental health: Early and often throughout the lifespan. In: Mental well-being. Springer Netherlands; 2013, 3-28. https://doi.org/10.1007/978-94-007-5195-8_1.
  6. Lordan G., Pakrashi D. Make time for physical activity or you may spend more time sick! Soc Indicat Res. 2014 Dec 1;119(3):1379-91. https://doi.org/10.1007/s11205-013-0545-y.
  7. Penedo F.J., Dahn J.R. Exercise and well-being: a review of mental and physical health benefits associated with physical activity. Curr Opin Psychiatry. 2005 Mar 1;18 (2): 189-93. https://doi. org/10.1097/00001504-200503000-00013.