Особенности психологических характеристик здоровья студентов-первокурсников

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент К.В. Сухинина1
Э.Б. Бальжинимаев2
Т.И. Бонько2
О.А. Ницина2
1Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск
2Иркутский государственный университет, Иркутск

Цель исследования – выявить особенности психологических показателей у студентов-первокурсников.
Методика и организация исследования. Проведено изучение психологических характеристик первокурсников Иркутского государственного университета. Всего было обследовано 817 студентов-первокурсников: 291 юношей и 526 девушек. Средний возраст всех обследованных составил 18,19±0,54 года. Средний возраст юношей составил 18,29±0,79 года, девушек – 18,19±0,55 года.
Результаты исследования и выводы. Для большинства первокурсников были характерны средний тип силы нервной системы и средний уровень потребности в достижении цели. Юноши характеризовались низким уровнем силы нервной системы, тогда как для большего количества девушек был характерен сильный тип нервной системы, но с высоким уровнем тревожности. У первокурсников преобладали средние уровни адаптационного потенциала, нервно-психической устойчивости, коммуникативного потенциала, моральной нормативности.
Для юношей рекомендованы следующие пути коррекции личностных характеристик через дополнительные физические нагрузки: добавить в режим двигательной активности физические нагрузки с акцентом на силовой компонент и объем дистанции (стимулирует развитие силы воли, мотивацию достижения успеха, тренирует нервную систему). Для девушек рекомендованы следующие пути коррекции низкой стрессоустойчивости: добавить физические упражнения в форме растяжки, дыхательные практики, которые будут способствовать снижению уровня стресса и напряженности, расслаблять и гармонизировать нервную систему.

Ключевые слова: первокурсники, психологические характеристики, адаптация к обучению.

Литература

  1. Калачук М.И. Психофизиологические особенности и личностные качества студентов-первокурсников с различными уровнями физической подготовленности / М.И. Калачук, К.В. Сухинина // матер. Междунар. науч.-метод. конференции, посвященной 70-летию кафедры физкультурно-оздоровительного центра Иркутского государственного университета (23-24 июня 2017 г, Иркутск), Иркутск, Изд-во ИГУ, 2017. – С. 48-52.
  2. Колесникова Л.И Некоторые психические особенности студентов-первокурсников в зависимости от профиля обучения / Л.И. Колесникова. – 2014. – № 3. – С. 522-527.
  3. Мерков А.М. Санитарная статистика (пособие для врачей). / А.М. Мерков, Л.Е. Поляков. – М.: Медицина, 1974. – 384 с.
  4. Сухинина К.В. Корреляционные взаимосвязи между личностными характеристиками, показателями физической подготовленности у здоровых студентов и студентов с хроническими заболеваниями / Сухинина К.В. [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19. – № 2. – С. 69-78.
  5. Сухинина К.В. Социологический портрет и некоторые психологические особенности студентов первого курса биолого-почвенного факультета ГОУ ВПО Иркутского государственного университета / К.В. Сухинина, Н.Н. Простокишина, Е.И. Гордеева // Сборник научных трудов SWorld. – Выпуск  4. Т. 23. – Одесса: КУПРИЕНКО С.В., 2013. – С. 48-53.
  6. Чермянина С.В. / Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / С.В. Чермянина., под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001. – С. 127–129. – 138–141.