Особенности построения процесса физкультурного образования для учащихся начальной школы

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пашкова1
Доктор педагогических наук, доцент М.Д. Кудрявцев1, 2, 3
Доктор педагогических наук, профессор А.В. Гаськов4
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Денискин5
1Сибирский федеральный университет, Красноярск
2Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
3Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск
4Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ
5Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск

Цель исследования – обоснование методической концепции построения процесса физкультурного образования в начальной школе, основанной на учете сенситивных периодов развития физических качеств учащихся.
Методика и организация исследования. Эксперимент по применению описанного построения учебного процесса по физической культуре осуществлялся в МОУ СОШ № 2 Советского района г. Красноярска. В дальнейшем результаты эксперимента стали основой рабочей программы по физической культуре и применяются в практической деятельности. В ходе исследования проведен мониторинг среди учащихся начальной школы по теме «Дополнительные занятия физической культурой и спортом в свободное от учебных занятий время».
Результаты исследования и выводы. После обработки данных мониторинга были взяты результаты за предыдущие годы и составлена диаграмма, в которой видна динамика роста количества детей, занимающихся в спортивных секциях и кружках за период четырехлетнего обучения. В результате использования методической концепции на протяжении четырехлетнего периода обучения были получены следующие результаты: произошло повышение уровня физической подготовленности у 93% учащихся по сравнению с исходными результатами. В результате же применения стандартной программы после четырехлетнего периода рост уровня физической подготовленности был отмечен только у 65% учащихся.

Ключевые слова: концепция, физическая культура, учащиеся начальной школы, спортивные секции, физическая подготовленность, физкультурное образование.

Литература

  1. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям / С.Г. Арзуманов. – Феникс, 2009. – 200 с.
  2. Боген М.М. Основы обучения двигательным действиям / М.М. Боген, Л.П. Матвеев // Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 114-130.
  3. Возрастные возможности усвоения знаний: учеб. / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1966. – 125 с.
  4. Железняк Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. – М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 112 с.
  5. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 2-й класс / В.И. Ковалько. – ВАКО, 2006. – 145 с.
  6. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2008. – 53 с.