Возрастной фактор в структуре индивидуального развития

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников
Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омск

Ключевые слова: возраст, развитие, сенситивность, этапность развития, гетерохронизм, индивидуальные особенности, форма развития.

Многочисленные исследования показывают определенную этапность онтогенетического развития человека, которая рассматривается как основополагающее свойство онтогенеза, как ведущая закономерность возрастного и индивидуального развития [1, 3, 4]. Общими закономерностями развития двигательных способностей являются непрерывность и поступательность, а также неравномерность изменений качеств на всем протяжении детского, подросткового и юношеского возрастов [6, 13]. Чрезвычайная сложность процесса индивидуального развития человека проявляется в том, что различные структурные образования и системы организма формируются и развиваются непрерывно, асинхронно и гетерохронно.

Следующая закономерность возрастного развития – разносторонность (противоречивость) изменений в отдельные возрастные периоды, особенно в период полового созревания. При этом в формировании различных органов и систем человека наблюдается чередование сенситивных и критических периодов развития [18]. Обозначенные периоды чаще всего рассматриваются как фазы большего или меньшего благоприятствования реализации потенций организма. Существенной, но в меньшей степени изученной является проблема индивидуальности различий в темпах развития систем организма [7, 5, 16].

Цель исследования – провести теоретический анализ индивидуальных особенностей возрастного развития организма человека.

Литература

  1.  Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 232 с.
  2. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1979. – 453 с.
  3. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации / И.А. Аршавский // Возрастная физиология. – Л., 1975. – С. 5-67.
  4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры. 2000. – 275 с.
  5. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 295 с.
  6. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: дис. … докт. пед. наук / А.А. Гужаловский. – М., 1979. – 331 с.
  7. Гужаловский А.А. Проблемы «критических» периодов онтогенеза и их значение для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Очерки по теории и практике физической культуры. – М., 1984. – С. 211-223.
  8. Запорожец А.В. Значение различных периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принципы развития в психологии. – М., 1978. – С. 243-267.
  9. Козлов В.И. Физиология развития ребенка / В.И. Козлов, Д.А. Фарбер. – М., 1983. – С. 5-14.
  10. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности): учеб. пособие для студ. пединститута / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.: Воронеж, 1997. – 448 с.
  12. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физ. культуры. – 1990. – № 3. – С. 15-18.
  13. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян, С.И. Хаустов. – М., 1974. – 164 с.
  14. Россет Э. Процесс старения населения: демографические исследования / Э. Россет; пер. с польского П.Н. Малютина, Э.Н. Фарберова; под ред. А.Г. Волковой. – М.: Статистика, 1978. – 509 с.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – М: Педагогика, 1989. – Т II. – 323 с.
  16. Сальников В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография / В.А. Сальников. – Омск: СибАДИ, 2013. – 411с.
  17. Сергиенко Е.А. Принцип развития и системная  детерминация зрительного поведения в раннем онтогенезе / Е.А. Сергиенко // Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов. – М., 1988. – С. 6-25.
  18. Слободчиков В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: «Школьная пресса», 2000. – 416 с.
  19. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 2004. – 444 с.
  20. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинта, 2004. – 676 с.
  21. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – С. 258-280.

Информация для связи с автором: revenko.76@mail.ru

Поступила в редакцию 28.11.2013 г.