Приоритеты школьной олимпиады по физической культуре: спортивный талант или интеллект?

ˑ: 

Школьные олимпиады стали стремительно развиваться. Каждый год, начиная с сентября, школьники разных регионов страны последовательно участвуют в отборочных турах олимпиад – от школьного к муниципальному, региональному и всероссийскому этапам.
Особую значимость предметные олимпиады приобрели в связи с введением новых правил поступления в вуз. Успешно выступившие школьники имеют особые бонусы при поступлении в престижные вузы. Такой стимул позволяет вовлечь в школьные олимпиады большое количество обучающихся, что в свою очередь повышает качество школьного образования и статус учебного заведения.
2021 – год науки и образования. Многие регионы выделяют гранты и премии для расширения возможностей и статуса олимпиадного движения. Успешное выступление обучающегося на школьной олимпиаде зависит от кропотливой и серьезной подготовки, углубленного познания профильного предмета. Обычное изучение стандарта образования, которое требуется при сдаче ЕГЭ – это только базовый уровень содержания требований и заданий школьной олимпиады. Кроме этого школьнику необходимо высококомпетентное владение предметом.
Особую сложность для участия представляют школьные олимпиады по физической культуре, где потребуются знания и прикладные навыки по видам спорта. Перед учителем стоит вопрос: каких учеников отбирать на олимпиаду? Кому отдать предпочтение в предоставлении места в школьной команде: спортивному таланту или интеллектуалу? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, надо провести анализ испытаний и требований содержания олимпиады по физической культуре.
Основными целями и задачами всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» является выявление и развитие творческих способностей и интереса школьников к научной работе, совершенствование физических качеств, пропаганда научных знаний. Овладение предметным содержанием этой области предполагает активное вовлечение обучающихся в процесс физического самосовершенствования, соревновательную деятельность, организацию самостоятельных занятий и здорового образа жизни. Каждый этап олимпиады представляет собой конкурсное испытание учащихся, включающее теоретический и практический компоненты. Теоретико-методическое тестирование заключается в выполнении заданий, дифференцированных по разделам теории, уровень сложности которых повышается в зависимости от этапа олимпиады. Практические испытания включают упражнения, основанные на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня по предмету «Физическая культура». Олимпиадные задания состоят из технических приемов, характерных виду спорта, по которому проводится испытание.
Олимпиада требует от обучающихся работы на высоком интеллектуальном уровне, предполагает применение ими знаний в нестандартной ситуации, владение навыками анализа, синтеза, логически выстроенной системы знаний и умений по предмету «Физическая культура».
В связи с этим теоретико-методическая подготовка учащихся – это один из ведущих факторов, способствующих обеспечению формирования гармонично развитой личности. Варьирование и усложнение практических испытаний от этапа к этапу являются мощным стимулом для повышения качества преподавания предмета «Физическая культура» в школе и вовлечения обучающихся в регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями.
В первой статье «Перспективы» авторы из Удмуртии доценты А. А. Райзих, С. С. Максимов и А. Е. Алабужев обсуждают проблемы преемственности испытаний теоретико-методического компонента на различных этапах олимпиады. Это создает для школьников дополнительные трудности в изучении большого количества материала, что называется «с нуля», участникам необходимо изучить большой объем информации из различных разделов «Физической культуры». В ходе исследования авторы приходят к выводу, что теоретико-методический компонент должен содержать сквозные задания, которые решают общие цели и задачи теоретической подготовки, в то же время усложняются от школьного до всероссийского этапа олимпиады.
Как выбрать ученика, способного к успешному участию в школьной олимпиаде? На какие способности ориентироваться: умение выполнять двигательные задания или способность ребенка логически мыслить, анализировать и формировать выводы? Что важнее для успешного выступления: двигательный опыт или умственное развитие?
Вроде бы ответ на этот вопрос очевиден: гармоничное сочетание физических качеств с интеллектом обучающегося. Практика показывает, что ученика, который хорошо физически подготовлен, но плохо осваивает теорию, очень трудно подтянуть в учебе. В то же время без хорошего знания теории на олимпиаде трудно бороться за призовые места, особенно на региональном и всероссийском этапах.
Известно, что олимпиада – это инновационный проект физического воспитания школьников, поэтому учителю важно знать методику подготовки обучающегося к участию в испытаниях. Каждый ребенок по-своему одаренный, талантливый. Однако надо уметь определить, как лучше развивать этот талант.
К олимпиаде, как правило, начинают готовить ученика еще с начальных или средних классов. Вместе со старшеклассниками они знакомятся с основами теоретических знаний, набирают арсенал различных двигательных умений и навыков. Главное в этом процессе – заинтересовать в учебном предмете, сформировать интерес к подготовке и участию в олимпиаде.
Для повышения эффективности занятий следует использовать мета­предметные связи, обеспечить участие школьников в соревнованиях, использовать современные методики, принципы и средства подготовки. Психологическая и эмоциональная составляющие также важны для участника олимпиады. Подготовка к олимпиаде – это создание коллектива единомышленников, готовых бороться и побеждать!
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск новых подходов в физическом воспитании подрастающего поколения.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева