Особенности формирования готовности студентов вуза к физическому самосовершенствованию на основе транстеоретической модели изменения поведения

Фотографии: 

ˑ: 

Д.А. Ходосова
Доктор биологических наук, профессор С.И. Логинов
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

Ключевые слова: студенты, физическая активность, физические упражнения, психологическое воздействие.

Введение. Среди факторов здорового образа жизни одно из ведущих мест занимает физическая активность, связанная со здоровьем человека. Малоподвижный образ жизни является фактором риска многих заболеваний, однако, несмотря на обширную информацию о пользе физически активного стиля жизни, подавляющее большинство городского населения не занимается физическими упражнениями для здоровья и остается в значительной степени «сидячей» [1, 3–5]. Физическая активность повсеместно снижается во всех возрастных группах, однако самое резкое ее падение отмечается у подростков (15–19 лет) и молодых взрослых (21–25 лет), т. е. студенческой молодежи [9, 6].

Цель работы состояла в том, чтобы на основе поведенческой теории изучить особенности самосовершенствования и приобщения студентов к регулярным занятиям физической культурой и повысить уровень физической активности и физической подготовленности с помощью внешнего психолого-педагогического управляющего воздействия.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент был спланирован и проведен на основе транстеоретической модели (ТТМ) изменения поведения [11]. Центральным элементом воздействия являлись методико-практические занятия по физической культуре, 4 ч в неделю в зале и 2 ч и более самостоятельных занятий. Кроме того, использовали методы подкрепления, стимулирования и социальной поддержки (автоматический зачет, льготные и бесплатные абонементы, информирование родителей об успехах, публикации в университетской газете о достижениях и т. д.). 

Литература

  1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – С. 57-63.
  2. Леонова В.А. Социально-психологический портрет учащейся молодежи Украины и ее здоровье. Здоровье и физические упражнения / В.А. Леонова, А.С. Куц, А.И. Драчук  / Сб. статей. – Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2000. – С. 108-112.
  3. Логинов С.И. Зависимость физически низкоактивного поведения студентов от их психофизиологического статуса / С.И. Логинов, В.Ю. Шнейдер, И.Э. Юденко и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 1. – С. 54-58.
  4. Логинов С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции / С.И. Логинов; Сургут. гос. ун-т. – Сургут, 2005. – 344 с.
  5. Логинов С.И. Характеристика факторов риска неинфекционных заболеваний среди населения города Сургута / С.И. Логинов, А.С. Третяк, Д.А. Ходосова и др. // Экология человека. – 2013. – № 11. – С. 13-18.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 25.01.2014 г.