Мотивационно-ценностный компонент в структуре готовности студентов с особыми образовательными потребностями к занятиям физической культурой и спортом

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Э.Ф. Насырова1
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель О.Ю. Муллер1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – определение содержания мотивационно-ценностного компонента в структуре готовности студентов с особыми образовательными потребностями к занятиям физической культурой и спортом.
Методика и организация исследования. В проведенном исследовании приняли участие студенты с особыми образовательными потребностями АУ СПО «Сургутский политехнический колледж» с различными нозологиями (всего 40 человек), которые были разделены на две группы: обучающиеся с нарушениями слуха и с соматическими заболеваниями. Диагностика мотивационно-ценностного компонента готовности студентов осуществлялась посредством использования методики А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом».
Результаты исследования и выводы. Студенты с нарушениями слуха отдают предпочтение в реализации своих спортивных интересов в области индивидуальных занятий физической культурой, а лица с соматическими заболеваниями – в коллективных видах спорта. В таком случае обучающиеся получают полноценное удовлетворение собственных мотивов, что, в частности, положительным образом отражается на состоянии их здоровья.

Ключевые слова: мотивационно-ценностный компонент, спорт, физическая культура, студенты с особыми образовательными потребностями.

Литература

  1. Бурцев В.А. Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, А.Г. Черенщинков, Е.А. Герасимов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 1. – С. 136-140.
  2. Воронов Н.А. Занятия спортом как средство повышения личностного адаптационного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Воронов // Наука, техника и образование. – 2018. – № 3. – С. 110-113.
  3. Седоченко С.В. Исследование мотивации к занятиям адаптивным спортом в аспекте социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Седоченко, О.Н. Савинкова, Т.П. Бегидова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2018. – № 4 (11). – С. 115-118.
  4. Черкасов В.В. Физкультурно-спортивная ориентация детей с ОВЗ / В.В. Черкасов, И.А. Ильиных, Е.А. Лапаев // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1. – С. 126-133.