Интеграция физической и технической подготовки пловцов 12-13 лет в годичном тренировочном цикле

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Х. Хаупшев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.З. Бажев1
А.А. Бажев1
Кандидат педагогических наук, доцент В.М. Мусакаев2
1Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ), Нальчик
2Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова (КБГАУ), Нальчик

Цель исследования – установить влияние тренажерного комплекса на развитие точности координации действий и функций зрения волейболистов.
Методика и организация исследования. Для решения проблемы был проведен эксперимент в годичной тренировке в Кабардино-Балкарском государственном университете, Кабардино-Балкарском государственном аграрном университете и спортивной школе по волейболу. Участвовали 208 испытуемых: шесть контрольных и шесть экспериментальных групп в возрасте от 9-10 до 19-20 лет. Предполагалось, что применение тренажеров обеспечит прямую и обратную связь в системе зрения и развитие точности в технико-тактических действиях испытуемых.
Результаты исследования и выводы. Установлены эффективность сопряженного развития координации действий и функции зрения испытуемых ЭГ, ее преимущества в сравнении с традиционными подходами. Технология содействовала эффективному развитию точности координации технико-тактических действий и зрительной системы волейболистов; позволила получить достоверную информацию и сформировать базу индивидуальных данных развития точности координации действий и зрительной функции. Предполагается, что полученные данные могут стать нормой для оценки адекватности их развития у волейболистов.

Ключевые слова: занятия волейболом, зрительная функция, координация действий, тренажерный комплекс, сбережение здоровья.

Литература

  1. Ашанин В.С. Компьютерные технологии диагностики точности двигательных действий спортсменов / В.С. Ашанин, П.П. Голосов, Ю.И. Горбатенко. – Харьков, ХГАФК. – 2010.
  2. Ботяев В.Л. Теоретическое обоснование и отбор тестов для оценки способностей спортсменов, специализирующихся в сложнокоординационных видах спорта / В.Л. Ботяев // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 4. – С. 86-89.
  3. Зимкин Н.В. Сенсомоторика и двигательный навык в спорте / Н.В. Зимкин. – Л., 1973. – 21 с.
  4. Ивойлов А.В. Точностные движения в спортивных играх / А.В. Ивойлов // Сб. науч. ст. / ответ. ред. и авт. предислов. А.В. Ивойлов. – Волгоград: ВГИФК, 1986. – 132 с.
  5. Кехайов А.Н. Пространство, время, движение: вестибулярные, зрительные и слуховые перцепции / А.Н. Кехайов. – София: Медицина и физкультура, 1978. – 43 с.
  6. Комаров В.А. Зависимость пространственной точности движений от условий двигательной и зрительной афферентации у детей школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Комаров. – М., 1973. – 22 с.
  7. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие базовых двигательных координаций у школьников разного возраста / Л.Д. Назаренко. – М., 2003. – 401 с.
  8. Платонов К.К. Психологические вопросы теории тренажеров / К.К. Платонов // Вопросы психологии. – 1961. – № 4. – С. 77-87.
  9. Ратов И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: дис. ... докт. пед. наук / Ратов И.П.; Гос. центр. ин-т физ. культуры. – М., 1972. – 909 с.
  10. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. – М.: Советский спорт, 2011. – 202 с.
  11. Хаупшев М.Х. Сенсорномоторная чувствительность в координации спортивных движений / М.Х. Хаупшев // Всемирный конгресс «Олимпизм и олимпийское движение». – Киев, 2010.
  12. Шестаков М.П. Моделирование управления движением человека: Сб. научных трудов / под ред. М.П. Шестакова, А.Н. Аверкина. – М., СпортАкадемПресс, 2003. – 360 с.