Методика формирования навыков моделирования соревновательных действий в волейболе

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор С.Б. Серякова1
Доктор психологических наук, профессор Л.В. Тарабакина1
Доктор педагогических наук, доцент Т.В. Пушкарева1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Звонова1
1Московский педагогический государственный университет, Москва

Цель исследования – выявить характеристики эмоционального интеллекта у работающих тренеров и студентов-спортсменов.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие две группы: 20 человек, работающие или работавшие в качестве тренеров спортивных секций, расположенных в городе Москва (группа 1), и 23 студента, получающих образование в области теории и практики физической культуры и спорта (группа 2). Общее количество участников эмпирического исследования – 43 человека. В ходе работы был использован «Опросник ЭмИн» Д.В. Люсина.
Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование показывает, что выявленное ранее эффективное воспитательное воздействие в образовательных организациях дополнительного образования детей спортивно-физкультурной направленности определяется не только спецификой совместной деятельности и характеристиками психосоциального развития, но во многом может быть определено характеристиками эмоционального лидерства воспитателя (тренера или преподавателя).

Ключевые слова: воспитание, система воспитания, тренер, эмоциональный интеллект, эмоциональное лидерство, психосоциальное развитие.

Литература

  1. Ильин В.А. Психосоциальная теория развития в исследовании тео­ретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе / В.А. Ильин, Е.А. Михайлова, А.В. Мудрик и др. // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 4 (52). С. 311–326. doi: 10.32744/pse.2021.4.20.
  2. Калинина Е.А. Роль профессиональных качеств тренера в становлении личности спортсмена / Е.А. Калинина, Л.М. Киэлевяйнен // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 1. – С. 68–70.
  3. Леванова Е.А. Социально-педагогические основы моделирования систем воспитания в мегаполисе / Е.А. Леванова, С.Б. Серякова, Т.В. Пушкарева и др. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – № 3 (66). – С. 4–11.
  4. Лубышева Л.И. Концепция спортизации: культурологический вектор развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 6. – С. 99.
  5. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3–22.
  6. Мартенс Р. Успешный тренер / Р. Мартенс. – М.: Человек, 2014.
  7. Попов В.А. Некоторые аспекты интернационального и патриотического воспитания в спортивной секции / В.А. Попов, С.С. Мудатов // OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2015. – № 1 (1). – С. 38–40.
  8. Филина Н.А. Социальный интеллект как основа коммуникативной компетентности в системе взаимодействия «тренер-спортсмен» / Н.А. Филина // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 2. – С. 48.