Система психологической подготовки спортсмена на этапах учебно-тренировочного процесса

Доктор медицинских наук, профессор И.Л. Левина1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Артемьев2
1Кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк
2Кузбасский гуманитарно-педагогический институт КемГУ, Новокузнецк

Цель исследования – обоснование и внедрение авторской системы психологической подготовки спортсмена на этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Методика и организация исследования. Внедрение системы психологической подготовки спортсменов в виде онлайн-курсов проводилось с мая 2018 г. по август 2021 гг. В исследовании приняли участие 165 человек, из которых 72 спортсмена, 35 тренеров, 15 спортивных психологов и педагогов-психологов, 39 родителей юных спортсменов.
Результаты исследования и выводы. Система психологической подготовки спортсмена представлена такими этапами, как: психологическое просвещение родителей юных спортсменов; психологическая подготовка тренера; психологическое обучение спортсмена; психологическое сопровож­дение спортсмена. На первых двух этапах основной акцент ставится на обучении взрослых – тренеров и родителей юных спортсменов. Третий и четвертый этапы психологической подготовки предполагают непосредственную работу со спортсменом.
Предложенная система психологической подготовки спортсмена, апробированная и внедренная в рамках онлайн-курсов, показала широкие возможности для повышения уровня мотивации к занятиям спортом, к достижению спортивных результатов, лучшей адаптации к длительному тренировочному процессу.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, психологическая подготовка, психологическая готовность спортсмена, обучение, сопровождение, онлайн-курсы.

Литература

  1. Андрущишин И.Ф. Комплексная система психолого-педагогической подготовки спортсменов / И.Ф. Андрущишин. – Алматы: КазАСТ, 2012. – 332 с.
  2. Бабушкин Г.Д. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики ее переносимости спортсменом / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев // Омский научный вестник. – 2013. – № 5. – С. 178-182.
  3. Бабушкин Г.Д. Концепция психологического обеспечения подготовки спортсменов в системы СДЮШОР / Г.Д. Бабушкин, И.Ф. Андрущишин, Е.Г. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 2 (48). – С. 35-39.
  4. Воскресенская Е.В. Отношение тренеров к психологической подготовке спортсменов / Е.В. Воскресенская, Н.И. Боровская, Е.В. Мельник и др. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2012. – № 2. – С. 206-215.
  5. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учеб. пособие / Г.Б. Горская. – Краснодар: КГУФКСТ, 2008. – 220 с.
  6. Гилев Г.А. Психологическая подготовка спортсменов / Г.А. Гилев, В.Н. Гладков, В.В. Владыкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – С. 291-294.
  7. Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения / Ю.Я. Киселев. – М.: Советский спорт, 2009. – 276 с.
  8. Психология соревновательной деятельности спортсмена: монография / под ред. профессора Г.Д. Бабушкина, проф. В.Н.Смоленцевой. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. – 264 с.
  9. Хвацкая Е.Е. Взаимодействие с родителями юных спортсменов как вектор психологического сопровождения спортивного резерва / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2018. – № 1. – С. 249-251.