Оценка специалистами сферы физической культуры и спорта проблем и перспектив отраслевой магистерской подготовки

Кандидат педагогических наук, доцент Э.В. Мухина
Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Цель исследования – выявить особенности реализации современных программ отраслевой магистерской подготовки на основе анализа результатов экспертного опроса специалистов области физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. В опросе приняли участие 87 преподавателей российских вузов (отраслевых учебных заведений и классических университетов), в которых реализуются магистерские программы, ориентированные на сферу физической культуры и спорта. Для проведения опроса были разработаны специальные опросные бланки, в которых респонденты оценивали предложенные компоненты – показатели функционирования магистерской подготовки, объединенные по блокам: блок 1 – организация учебного процесса; блок 2 – новаторские тенденции в учебной деятельности; блок 3 – контингент магистрантов; блок 4 – организация внеучебной деятельности; блок 5 – взаимодействие педагогов, работающих с магистрантами; блок 6 – активизация социальной среды; блок 7 – поствузовское сопровождение магистрантов в своих вузах.
Результаты исследования и выводы. Полученный материал позволил научно обоснованно разработать практические рекомендации по оптимизации подготовки магистрантов сферы физической культуры в вузах, реализующих отраслевые магистерские образовательные программы. Оценка результатов исследования и их практическое применение выявили целесообразность включения инновационных предложений уже на этапе бакалавриата с целью стимулирования научно-исследовательской деятельности бакалавров, активизации их интереса поступления в магистратуру, поддержки необходимой профессиональной преемственности разных уровней многоступенчатой системы высшей школы.

Ключевые слова: отрасль физической культуры, магистратура, магистерская подготовка, экспертный опрос.

Литература

  1. Кузьменко Т.В. Экспертный опрос как основа принятия управленческих решений / Т.В. Кузьменко // Социологический альманах. – 2017. – № 8. – С. 434-443.
  2. Мухина Э.В. Стратегия педагогического мониторинга состояния магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта / Э.В. Мухина, И.А. Грец // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – Ч. 2. – С. 230-233.
  3. Стеблецов Е.А. Вопросы совершенствования процесса подготовки в магистратуре по направлению «Педагогическое образование», профиль «Образование в области физической культуры и спорта» / Е.А. Стеблецов, О.А. Григорьев, С.К. Валиев // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 1 (69). – С. 19-21.
  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности // В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2001. – 596 с.