Взаимосвязи уровней проявлений, темпов прироста двигательных и интеллектуальных способностей у подростков и юношей

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко1
Т.Ф. Зелова1
1Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск

Цель исследования – выявление взаимосвязей уровней проявлений, темпов прироста двигательных способностей и общего интеллекта подростков и юношей 12-21 года.
Методика и организация исследования. Работа проводилась с 2007 по 2019 гг., в ней участвовали школьники (юноши) БОУ «Лицей № 149» г. Омска 12, 14 и 16 лет (87, 78 и 104 человека), а также студенты ФГБОУ ВО «СибАДИ» 18 и 21 года (159 и 53 человека). На первом этапе (в сентябре) исследовался исходный уровень изучаемых способностей. На втором этапе исследования (в мае) проводилось повторное тестирование, на основании результатов которого выявлялась динамика способностей.  
Результаты исследования и выводы. В исследовании установлено, что развитие двигательных способностей и общего интеллекта устойчиво взаимо­связано в процессе взросления. При этом если в 12 лет большинство связей уровней проявлений двигательных способностей и общего интеллекта положительные, то в 14 лет и более старших возрастных группах связи преимущественно отрицательные. Результаты исследования дают основания отметить подростковый возраст как критический с точки зрения сопряженного развития двигательных и интеллектуальных способностей.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные способности, общий интеллект, взаимосвязи, сопряженное развитие, возраст.

Литература

  1. Акимова М.К. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков // М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич и др. – Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. – 40 с.
  2. Ревенко Е.М. Возрастные особенности темпов прироста двигательных способностей обучающихся, различающихся уровнем общего интеллекта / Е.М. Ревенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2. – С. 188-194.
  3. Ревенко Е.М. Темпы прироста двигательных и интеллектуальных способностей подростков 12-13 лет, различающихся индивидуально-типологическими особенностями при различной физической нагрузке / Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11. – С. 431-438.
  4. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 2002. – 80 с.