Математическое моделирование кинезиологической коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата студентов в физическом воспитании

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Колтошова2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Омский государственный технический университет, Омск

Цель исследования – выявить управляемые факторы коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата студентов в процессе физического воспитания.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 300 студентов 1-2-го курсов Омского государственного технического университета, предъявляющих жалобы на боли в различных отделах позвоночника. В проведенном исследовании оценка тяжести функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата студентов базировалась на выявлении педагогически управляемых факторов неблагоприятного воздействия: экзогенных и эндогенных. Нивелирование эндогенных факторов предполагалось за счет коррекции объема, интенсивности нагрузки, средств и методов тренировки и восстановления, а эндогенных – посредством использования кинезиологических средств, направленных на снижение проявления дискомфорта и боли в спине.
Результаты исследования и выводы. Определены управляемые факторы снижения рангового индекса боли (РИБ) у студентов дисциплины «Физическая культура и спорт» (элективный курс), занимающихся баскетболом, волейболом, пауэрлифтингом, плаванием и отнесенных к специальной медицинской группе. Представлены математические модели прогноза расчета вероятностной значимости управляемых факторов в снижении дискомфорта и болевых ощущений в спине.

Ключевые слова: студенты, функциональные нарушения позвоночника, дискомфорт и болевые ощущения в спине, математическое прогнозирование, физическое воспитание.

Литература

  1. Булкин В.А. Диагностика подготовленности спортсменов / В.А. Булкин // Сб. научных трудов. – Л.: ЛНИИФК, 1990. – С. 24-38.
  2. Веселовский В.П. Практическая вертеброневрология и мануальная терапия / В.П. Веселовский. – Казань: Медлитература. – 2010. – 344 с.
  3. Дерябина Е.К. Значение физической активности в профилактике остеохондроза / Е.К. Дерябина, В.А. Куташов, О.В. Ульянова // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 14. – С. 22-25.
  4. Ежов В.В. Актуальные вопросы освоения и применения мануальной терапии / В.В. Ежов, Ф.А. Субботин, Т.А. Шитиков и др. // Международный неврологический журнал. – 2010. – № 8 (38). – С. 79.
  5. Епифанов В.А. Остеохондроз позвоночника (диагностика, клиника, лечение) Текст. / В.А. Епифанов, И.С. Ролик, А.В. Епифанов. – М., 2002. – 345 с.
  6. Михалев В.И. Актуальные проблемы физиологии и биомеханики биатлона / В.И. Михалев, В.А. Аикин, Ю.В. Корягина, Е.А. Реуцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – №  4 (110). – С. 98-103.
  7. Сафонова Ж.Б. Здоровье в контексте двигательной активности человека / Ж.Б. Сафонова // Динамика систем, механизмов и машин. – 2014. – № 6. – С 157-160.
  8. Скрябин Е.Г. Профилактика травм и обострений заболеваний позвоночного столба в процессе спортивной подготовки / Е.Г. Скрябин, Е.Т. Колунин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 7. – С. 33-35.
  9. Хутиев Т.В. Управление физическим состоянием организма. Тренирующая терапия / Т.В. Хутиев, Ю.Г. Антамонов, А.Б. Коткова и др. – М.: Медицина, 1991. – 213 с.
  10. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте: теоретические основы и практические рекомендации: автореф. дис. канд. пед. наук / Б.Н. Шустин – М., 1995 – 82 с.
  11. GLOBAL action plan for the prevention and control of nocommunicable discuses 2013-2020. – URL: https://www.who.int/nmh/publications/ncd-action-plan/en/.