Психолого-педагогическое сопровождение деятельности тренера боевых единоборств

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Н.И. Хохлова1
Кандидат философских наук, доцент Т.А. Родермель1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – изучение специфики деятельности тренера боевых единоборств как основы построения программы психолого-педагогического сопровождения.
Методика и организация исследования. Практическая часть работы состояла из двух частей: 1) определение когнитивного, эмоционального компонентов деятельности тренеров; 2) разработка программы психолого-педагогического сопровождения тренера боевых единоборств. Использовались следующие методики: опросник уровня агрессивности Басса–Перри; тест жизнестойкости (адаптация Леонтьев Д.А., Рассказов Е.И.); опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).
Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что специфичными для тренеров боевых единоборств являются: трудности в выстраивании положительных отношений с другими; преобладание высокого уровня автономии тренеров; высокий уровень возможности управления окружением. На основе определенных тенденций авторами представлены направления психологической работы по сопровождению тренеров, в том числе и тренеров боевых единоборств, определять смыслообразующие мотивы как для спортсменов, так и для их тренеров.

Ключевые слова: деятельность тренера, боевые единоборства, психологические факторы, целеполагание, агрессия.

Литература

  1. Гомельская Т.В. Структура и содержание психолого-педагогических взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен»: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.В. Гомельская. – М.: ВНИИФК, 2005. – 23 с.
  2. Каргапольцев А.В. Обеспечение готовности единоборцев к соревнованиям с учетом уровня их тревожности: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Каргапольцев. – Шадринск: ШПИ, 2018. – 152 с.
  3. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
  4. Неверкович С.Д. Теоретическая модель спортивной культуры спортивного педагога / С.Д. Неверкович, М.Г. Кошман // Мир психологии. — 2017. – Вып. 1 (91). – С. 146-157.
  5. Уляева Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография / Л.Г. Уляева, Е.В. Мельник [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Уляевой. – М., 2014. – 236 с.
  6. Хохлова Н.И. Психолого-педагогические компоненты тренировочного процесса каратистов / Н.И. Хохлова, Т.А. Родермель // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 3. – С. 99-101.
  7. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-121.