Психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент О.А. Макунина1
Доктор медицинских наук, профессор Е.В. Быков1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Ф. Харина1
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Светлакова1
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Цель исследования – выявить психофизиологические критерии социальной адаптации студентов-спортсменов.
Методика и организация исследования. У студентов-спортсменов, имеющих признаки синдрома дефицита внимания (СДВГ), были оценены уровень стресса (тест Люшера), функциональный уровень системы (по Лоскутовой) (ФУС) по показателям простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), реактивность и напряженность регуляторных систем по вариабельности сердечного ритма и уровень социальной адаптации по академической и спортивной успеваемости.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что в группе студентов с признаками СДВГ имеется тенденция к образованию стресса. Регрессионный анализ подтвердил, что показатель стресса, функциональный уровень нервной системы, индекс напряжения являются критериями социальной адаптации студентов-спортсменов.
Полученные результаты характеризуют значимость проблемы социальной адаптации студентов с признаками СДВГ и определяют практическую значимость работы в направлении разработки программы по помощи социальной адаптации студентов-спортсменов с признаками СДВГ.

Ключевые слова: психофизиология, социальная адаптация, студенты-спорт­смены, успешность, тест Тулуз-Пьерона, простая зрительно-моторная реакция, вариабельность сердечного ритма.

Литература

  1. Баевский Р.М. Введение в донозологическую диагностику / Р.М. Баевский, А.П. Берснева. – М., 2008. – 220 с.
  2. Быков Е.В. Особенности организации научного исследования в сфере физической культуры и спорта (работа этического комитета УралГУФК) / Е.В. Быков, О.И. Коломиец, А.Н. Коваленко и др. // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2019. – №  1 (21). – С. 63-69.
  3. Лунева О.В. Адаптация социальная / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 3. – С. 240-247.
  4. Макунина О.А. Режим дня студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок / О.А. Макунина, Е.В. Быков, О.И. Коломиец и др. // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2018. – № 1 (17). – С. 50-55.
  5. Методическое руководство НС-ПсихоТест. http://medresurs 24.ru/d/838330/d/ns-psikhotest.pdf.
  6. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. – 80 с.
  7. Makunina O.A., Bykov E.V., Kharina I.F. Physical culture and sport university students' psycho-physiological predictors of social adaptation. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2020. V. 9. No 10. pp. 116-121.
  8. Makunina O.A., Zvyagina E.V., Kharina I.F., Romanova E.V., Bykov E.V. Features of health-oriented behavior in students living in Chelyabinsk and Barnaul: a comparative analysis. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Education, Health and Human Wellbeing (ICEDER 2019). 2019. pp. 330-333.