Мониторинг формирования двигательных действий у детей младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Тимофеева1
Кандидат педагогических наук, доцент М.И. Салимов1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Репина1
Н.С. Плющева1
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Цель исследования – разработка системы доступных информационных тес­тов оценки уровня развития двигательных действий у детей с синдромом Дауна.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Свердловской общественной организации «Солнечные дети» г. Екатеринбург, в отделениях гг. Каменс-Уральск, В. Пышма, Ревда, Березовский, Заречный. В эксперименте участвовали 77 детей в возрасте 3-4 лет, имеющих диагноз синдром Дауна, как основной, и сопутствующие заболевания – такие, как легкие пороки сердца, нарушение зрения и слуха.
Результаты исследования и выводы. Основным критерием представленного мониторинга является формирование двигательных действий. Мониторинг проводится в три этапа: начальный; промежуточный; итоговый. На начало периода диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания коррекционной работы. В конце проекта – с целью отслеживания формирования двигательных действий ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов. В середине периода проводится промежуточная диагностика. На основе результатов диагностики разрабатывается и корректируется маршрут психолого-педагогического развития каждого ребенка.
Мониторинг позволяет не только отслеживать результаты детей, но и составлять программы занятий по адаптивному физическому воспитанию.

Ключевые слова: синдром Дауна, двигательные действия, адаптивное физическое воспитание.

Литература

  1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей современной России / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, Л.С. Намазова-Баранова и др. – М.: «ПедиатрЪ», 2020. – 116 с.
  2. Жиянова П.Л. Дневник развития ребенка раннего возраста / П.Л. Жиянова. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2017. – 80 с.
  3. Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна / Лаутеслагер Петер Е.М. – Проблемы и решения, пер. с англ. О.Н. Ертановой при участии Е.В. Клочковой. – М.: Монолит, 2003. – 344 с.
  4. Методические рекомендации по комплексному воспитанию детей с задержкой психофизического развития раннего возраста / Составители: Е.А. Кобякова, Т.П. Есипова. Изд-во: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2009. – 64 с.
  5. Орлова В.Л. Особенности динамики психопатологических проявлений у детей и подростков, страдающих болезнью Дауна / В.Л. Орлова // Актуальные проблемы олигофрении. – 1975. – С. 230-237.
  6. Поле Е.В. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна / Е.В. Поле, П.Л. Жиянова, Т.Н. Нечаева. // Практические рекомендации для родителей. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2013. – 68 с.